Этот звук, похожий на то, что мы часто слышим на даче, у многих будет вызывать теперь не самые приятные ассоциации. При всей простоте, если не сказать примитивности «адских мопедов» ПВО с ними так и не справляется. Фото IRNA
Последние два года коренным образом поменяли все наши представления о роли боевых беспилотников в небе над полем боя. И если раньше среди любителей военной техники имелась многочисленная когорта сомневающихся в пользе этих странных жужжащих, или даже порой ревущих как дешевая газонокосилка аппаратов, то теперь их нет. Дроны стали не только глазами разведки и средством целеуказания артиллерии, но и страшным ударным средством, способным преподнести врагу множество высокоточных сюрпризов: от управляемой ракеты, до обычной осколочной гранаты или ВОГа. США и Израиль окончательно утеряли единоличное лидерство в отрасли, и теперь на первый план вышли совсем другие страны. Почти каждый год дает новые «хиты» в этой области. Если, к примеру, 2020 год, особенно после короткой войны в Карабахе, можно было бы смело назвать «годом Байрактара ТВ-2», то главным брендом года нынешнего однозначно стал одноразовый ударный дрон иранской аэрокосмической корпорации Shahed Aviation Industries Center, получивший на постсоветском пространстве известность как «Герань-2». В справочных изданиях, вроде всем известной Википедии, о его истории практически нет данных. Это в целом отвечает западной информационной политике, где собственные военные достижения — это безусловный технологический прорыв во славу демократии, а всё остальное — отсталые технологии в руках тиранов, бессильно бряцающих оружием. Но оставим им эту риторику журналистам глобалистских изданий.
Наглядная инфографика от ТГ-канала Рыбарь.
Итак, знакомьтесь, Shahed 136, он же «Герань-2», он же Toofan, он же Waeed, он же «убийца Aramco», он же «адский мопед». Трудно поверить, что восемь долгих лет Иран пытался пристроить эти очень опасные машинки хоть куда-то. Но оружейное эмбарго и массовая антиреклама западных и израильских экспертов, называвших данный БПЛА, как и всю линейку иранских дронов «бесполезными игрушками», делали своё дело. Дрон, впервые показанный на публике в штабе Корпуса Стражей Исламской Революции летом 2014 года, покупателей не находил. Единственным его оператором оставался КСИР, который устроил ему шикарную презентацию во время учений «Великий пророк 2015». Но и это не помогло. В возможности будущей «Гераньки» и тогда никто не поверил. И тогда иранцы решили, что лучшая реклама — это полноценные боевые действия с его участием. И стали активно вооружать им своих «прокси» на Ближнем Востоке, действовавших против Саудовской Аравии и Израиля, а также в Сирии и Северном Ираке. Причем зачастую это были не прямые поставки, а просачивание в виде отдельных блоков, которые уже на месте собирались в боевой аппарат. Наша «Геранька» — настоящий конструктор-трансформер и его можно собрать на любом небольшом производстве, типа автомастерской. Так что разговоры о том, что его клепают для российской армии где-то в Таджикистане, или Киргизии, вполне могут оказаться реальностью. Хуситы в разоренном войной Йемене с этой задачей справлялись отлично.
Иранские инженеры превратили дроны в подобие высокоточного РСЗО, которую можно разместить не только на специальном транспортёре, но и на небольшом трейлере и даже на вместительном пикапе. Фото агентство Фарси
Теперь немного о цене. Американский журнал «Драйв» оценил его в добрых 60 тысяч долларов, но китайские пользователи, хорошо знакомые с внутренним устройством аппарата утверждают, что даже 15000 долларов за такую игрушку многовато. Впрочем, как раз китайцы, искушенные в производстве БПЛА, быстро обнаружили, что эта технологическая ниша у них пустует, и, скорее всего, они пошли по ошибочному пути копирования дорогостоящего американского «Свитчблейда». Хотя выяснилось что устроить ужас для ПВО, в виде роя дронов, с боевой частью, эквивалентной 40 кг тротила, можно и куда за меньшие деньги. Думается, что очень скоро мы увидим китайский аппарат такого класса. Недаром агентство Синьхуа не так давно устроило ему шикарную презентацию на своём веб-сайте.
Если уж речь зашла о финансах, то невозможно не упомянуть, что на сегодня именно Shahed 136 является неофициальным чемпионом мира по категории «цена-качество». В ночь на 14 сентября 2019 года 18 «Шахедов» йеменской модификации Waeed нанесли удар по крупнейшему в мире нефтеперерабатывающему заводу Saudi Aramco, посадив Королевство на голодный нефтяной паёк на целую неделю и облегчив карманы шейхов сразу на пару миллиардов долларов. Место их запуска находилось в 700 км от конечной цели, и по пути они без проблем обошли трёхуровневую западную систему ПВО, обошедшуюся Эр-Рияду в десятки миллиардов долларов. И это был не единственный удар со столь плачевными для саудитов последствиями.
Если верить военным инсайдам иранских блогеров, то предварительная договоренность о поставках дронов в Россию была заключена ещё в мае. Так что американская разведка, сообщившая об этом только в конце июля, когда уже начались прямые поставки, оказалась не настолько расторопна, как многие думают.
Вся линейка серийных боевых дронов Исламской Республики. Картинка Rebel
Сегодня, по мнению осведомленных источников, Россия купила у Ирана четыре вида дронов, среди которых два вида «Шахедов» и разведывательно-ударные дроны Yasir и Mohajer-6. Все они активно применяются в зоне боевых действий. Ну об остальном вы уже знаете. Так что после восьми лет мытарств и безвестности иранское изделие вполне могло бы претендовать на номинацию «лучший дрон-камикадзе года», если бы такая проводилась. Конкуренцию ему мог бы составить российский «Ланцет», проявляющий отменную боевую эффективность, но думается, его лучшие достижения ещё впереди.