В начале самое важное, потом с сокращениями для людей…
Итак, президент Путин провел совещание с членами Совета по стратегическому развитию и нацпроектам…
Говорил президент долго. А нам надо вычленить из его речи наиболее важные для людей моменты….
Не смотря на то, что речь была большой и объемной, большая ее часть для людей не представляет интереса, ибо это опять «цели и задачи» только лишь стратегического значения. Минимум — до 2030 года, а максимум — еще дальше…
Может быть, нас уже не будет к этому времени…
Общее впечатление от речи (субъективное, личное МНЕНИЕ#) — всё очень хорошо. А что еще не «очень хорошо», то всё равно хорошо, а потом будет еще лучше… Но потом…
Так что же всё — таки для людей?
Путин о программах льготной и семейной ипотеки. Ключевые моменты:
▪️ Механизм льготной ипотеки необходимо сворачивать плавно. Поэтому она будет продлена по всей территории России до 1 июля 2024 года, но ставка увеличится до 8%.
▪️ Будет расширен доступ к семейной ипотеке по ставке в 6% для семей, у которых как минимум два ребёнка не достигли возраста 18 лет.
▪️ Для жителей ДНР и ЛНР, а также Запорожской и Херсонской областей будет предоставлена ипотека для жилья в новостройках по льготной ставке 2%.
Нужно и дальше увеличивать минимальный размер оплаты труда, причем темпами выше инфляции и средних темпов роста зарплат. Среди тех, кто трудится, не должно быть бедных людей, которые едва сводят концы с концами. Работа, именно работа, должна обеспечивать человеку достойный доход».
«Уровень цен в России — после серьезного всплеска в марте-апреле — начиная с мая практически не изменился, а российский рубль стал одной из самых сильных валют мира с начала года».
Путин обозначил ключевые задачи на 2023 год
«Их решение позволит успешно продвигаться к достижению национальных целей, установленных до 2030 года», – подчеркнул глава государства.
🔹Вывод взаимодействия с ключевыми партнёрами на новый уровень в энергетическом и продовольственном секторе, финансах, логистике и других высокотехнологичных отраслях.
«Наша внешняя торговля переключается на динамичные регионы и рынки, на динамично развивающиеся страны. Собственно говоря, это происходит у нас уже в течение многих лет – даже вне привязки к сегодняшним событиям в мире».
🔹Укрепление технологического суверенитета и опережающий рост обрабатывающей промышленности.
«Важно не просто заместить какие-то товарные позиции, нужно добиваться лидерства по ключевым жизненно важным направлениям».
🔹Обеспечение финансового суверенитета страны.
«Финансовые ресурсы у нашей экономики есть, надо повысить их доступность для проектов новой экономики, для создания высокотехнологичных предприятий и выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью».
🔹Опережающее развитие инфраструктуры.
«Рост экономики и деловой инициативы, промышленных и инфраструктурных возможностей, научно-технологического потенциала страны – всё это должно создавать мощные социальные стимулы».
🔹Снижение бедности и увеличение доходов населения.
«Мы адресно поддерживаем наиболее уязвимые группы граждан. <…> Нужно и дальше увеличивать минимальный размер оплаты труда, причём темпами выше инфляции и средних темпов роста зарплат».
🔹Защита материнства, детства, поддержка семей на всех уровнях: пособия, медицина, образование.
«С 1 января 2023 года мы трансформируем систему поддержки материнства и детства: запускаем единое ежемесячное пособие для нуждающихся семей с детьми от рождения до 17 лет».
Глава государства обозначил ещё одну задачу, которая сейчас имеет первостепенное значение, – обеспечение безопасности, восстановление мирной жизни в ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областях.
Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам
Президент в режиме видеоконференции провёл заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам.
Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам
Прошу Правительство в следующем году нарастить ресурс инфраструктурных бюджетных кредитов, направить дополнительные 250 миллиардов на развитие транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, на программы модернизации ЖКХ.
При этом хочу отметить несколько важных моментов.
Первое. Мы запустили программу развития дальневосточных городов. Уже рассмотрели планы Петропавловска-Камчатского. В начале следующего года обсудим планы развития ещё нескольких городов.
Далее. Одним из наших безусловных приоритетов остаётся строительство жилья и улучшение жилищных условий граждан. Здесь особая роль отводится развитию рынка ипотеки, в том числе программам с государственным участием.
Из-за текущей экономической ситуации количество ипотечных, в том числе льготных, кредитов объективно сократилось, и мы приняли меры для донастройки и стабилизации этого рынка. Так, после скачков ипотечной ставки в марте-апреле до двенадцати процентов по моему поручению, я просил это сделать, ставка льготной ипотеки была снижена до семи процентов. 31 декабря действие льготной ипотеки заканчивается. В этой связи считаю необходимым принять следующие решения.
Первое. Как и договаривались, мы будем сворачивать механизмы льготной ипотеки, – мы вчера, коллеги, с вами это обсуждали, – будем это сворачивать, но будем делать это плавно. Что именно имею в виду: мы продлим льготную ипотеку по всей территории России до 1 июля 2024 года. При этом ставка по ней будет чуть повыше, увеличится до восьми процентов.
Второе. При этом, напротив, будет расширен доступ к семейной ипотеке, которая становится нашим основным инструментом. Сейчас такой кредит могут получить только те семьи, в которых дети родились начиная с 2018 года. Теперь предлагаю обеспечить доступ к ипотеке по ставке в шесть процентов для семей, у которых как минимум два ребёнка не достигли возраста 18 лет. Это новое предложение, прошу отработать как можно быстрее и приступить к реализации.
Третье. Особое решение предлагаю для новых регионов юго-запада России – Донецкой и Луганской народных республик, а также Херсонской и Запорожской областей. Для жителей этих субъектов Федерации предлагаю предоставлять ипотеку для нового строительства, то есть жилья в новостройках, по льготной ставке два процента. Ясно, что сейчас там новая стройка в зачаточном состоянии находится, но это будет инструментом для того, чтобы развернуть это строительство. Да, объём жилищного строительства здесь пока ограничен, но введение льготной ипотеки, на мой взгляд, и коллеги с этим согласны, послужит условием для долгосрочного развития стройки на новых территориях.
Далее. Везде, в каждом городе и посёлке России, квартиры и дома граждан, промышленные и социальные объекты должны быть надёжно обеспечены теплом и водой.
Мы договорились с 2023 года запустить большую программу по строительству и ремонту систем ЖКХ. В течение десяти лет планируется привлечь в эту сферу не менее 4,5 триллиона рублей. В том числе со стороны государства на программу предусмотрено 30 миллиардов рублей в 2023 году и 100 миллиардов рублей в 2024 году. Однако, по оценке, этого, конечно, не хватит, чтобы кардинально изменить ситуацию в системе ЖКХ.
В этой связи прошу Правительство совместно с регионами в приоритетном порядке направлять средства инфраструктурных бюджетных кредитов на решение задач в этой сфере, а при подготовке бюджета на следующие периоды предлагаю обсудить выделение дополнительных ресурсов на эти же цели.
Рост экономики и деловой инициативы, промышленных и инфраструктурных возможностей, научно-технологического потенциала страны – всё это должно создавать мощные социальные стимулы. Такое развитие должно вести к снижению бедности и неравенства, к сокращению разрыва в потенциале регионов, к повышению реальных доходов граждан.
И в этой связи, уважаемые коллеги, следующая ключевая задача, по сути, системообразующая, сквозная, которая концентрирует, интегрирует работу по всем остальным направлениям. Несмотря на объективные трудности текущего года, мы добьёмся позитивных результатов в снижении бедности, а в следующем году необходимо закрепить эту положительную динамику.
Мы адресно поддерживаем наиболее уязвимые группы граждан: пенсионеров, семьи с детьми, а также тех, кто находится в трудной жизненной ситуации. Ежегодно увеличиваются пенсии темпами выше инфляции. В текущем году, как уже сказал, они были повышены дважды, в том числе с 1 июня на дополнительные десять процентов.
Одновременно с пенсиями второй раз за год был проиндексирован прожиточный минимум, на который завязаны многие социальные пособия и выплаты. Они, соответственно, тоже выросли, что напрямую затрагивает доходы около 15 миллионов человек.
Подчеркну: ключ к повышению материального благополучия российских семей, их доходов – это высокие темпы экономического роста – это, конечно, основа основ – и так же, как и новые, хорошо оплачиваемые рабочие места, причём не только в крупных агломерациях и мегаполисах, но и в малых городах и небольших посёлках.
В наступающем году приоритетной задачей для Правительства и субъектов Федерации должно стать обеспечение заметного, ощутимого роста реальных заработных плат. Одним из важнейших индикаторов здесь является минимальный размер оплаты труда. В этом году он был увеличен, повышен дважды – на 8,6 процента и на десять процентов, а с начала нового года он составит более 16 тысяч рублей в месяц.
Нужно и дальше увеличивать минимальный размер оплаты труда, причём темпами выше инфляции и средних темпов роста зарплат. Среди тех, кто трудится, не должно быть бедных людей, которые едва сводят концы с концами. Работа, именно работа должна обеспечивать человеку достойный доход. Я, конечно, жду от вас, уважаемые коллеги, предложений по возможным дополнительным шагам в этом направлении.
Далее. Защита материнства, детства, поддержка семей и сбережение народа – это абсолютная, непререкаемая ценность для каждого из нас, для всей страны. И это ещё одна важнейшая, шестая задача для органов власти всех уровней.
Отмечу, что так называемый детский бюджет, – Минфин начал выстраивать работу и в рамках этой парадигмы, детский бюджет, – это хорошее изобретение, объём бюджетных расходов на поддержку семей в России за последние годы вырос в разы. Он является самым быстрорастущим разделом главного финансового документа – бюджета.
С учётом наложившихся негативных волн в сфере демографии складывается непростая ситуация в этой области. Да, нам удалось преодолеть последствия коронавирусной пандемии, сократить смертность, однако резкое снижение рождаемости фактически свело на нет эти достижения.
Я прошу Правительство в начале следующего года подготовить специальный пакет мер, чтобы переломить эту тенденцию, понимаю, что это непростая задача в силу целого ряда обстоятельств, но нужно над этим работать – нужно изменить ситуацию к лучшему, обеспечить повышение рождаемости и рост продолжительности жизни в России.
Отмечу, что с 1 января 2023 года мы трансформируем систему поддержки материнства и детства: запускаем единое ежемесячное пособие для нуждающихся семей с детьми от рождения до 17 лет. Пособие будет назначаться по одному заявлению от родителя или беременной женщины, причём сразу на всех детей в семье. При этом размер пособия беременным будет увеличен и составит от половины до одного прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе проживания.
Повторю: оформление и получение пособия должно быть максимально понятным, простым, удобным для граждан. И конечно, оно должно служить реальной поддержкой для семей.
Также прошу учесть конкретные жизненные ситуации, когда доходы семьи, например зарплаты, немного подросли и по формальным признакам семья лишается права на пособие на детей, но хотя в целом её материальное положение не сильно-то изменилось. Здесь нужно, безусловно, предусмотреть переходный период. Поручения на этот счёт уже даны. Я жду конкретных предложений от Правительства в ближайшее время.
Отдельно хочу сказать о системе здравоохранения. Её развитие в предыдущие годы позволило избежать многих негативных сценариев в период пандемии, это совершенно очевидные вещи. Хочу ещё раз поблагодарить врачей за эту работу. Мы смогли оперативно принять гибкие решения, сконцентрировать усилия, ресурсы там, где это было особенно необходимо. Таким подходом будем руководствоваться и дальше.
Отмечу, что прорывного эффекта в системе здравоохранения можно добиться за счёт использования новых технологий, мы об этом тоже много раз говорили. В этой связи прошу Министерство здравоохранения ускорить работу по созданию цифрового профиля здоровья гражданина, внедрять технологии искусственного интеллекта и телемедицины для улучшения качества медицинской помощи – так, как это реализовано в Москве, мы тоже об этом совсем недавно говорили, и ряде других регионов. И конечно, необходимо повышать мотивацию специалистов здравоохранения, завязывать её на состояние и изменение здоровья граждан, на их собственные оценки работы поликлиник и больниц.
Напомню, что в прошлом году стартовала программа модернизации первичного звена здравоохранения. В поликлиники, ФАПы люди в первую очередь и обращаются за помощью и именно по их работе, как правило, в целом и оценивают качество системы здравоохранения. Я прошу руководителей регионов держать под контролем ход этой программы. Подчеркну, главный критерий успешности здесь не какие-то сухие отчёты о проведённых мероприятиях, ремонтах, а реальный рост удовлетворённости граждан медицинской помощью.
Сотрудники первичного звена работают с колоссальной нагрузкой, которая в том числе связана с дефицитом кадров. В период пандемии на помощь коллегам пришли студенты старших курсов и ординаторы. Предлагаю закрепить эту практику: ввести должности врачей-стажёров, чтобы ординаторы второго года обучения могли работать по специальности, прежде всего в первичном звене.
Кроме того, [предлагаю] с 1 января следующего года на постоянной основе ввести дополнительную выплату к зарплате специалистов первичного звена – мы уже об этом говорили. Размер такой выплаты составит от 4,5 до 18,5 тысячи рублей в месяц. Обращаю внимание, она должна быть единой для каждой определённой категории медработников независимо от региона Российской Федерации.
Укрепление первичного звена, наращивание его кадрового потенциала крайне важно для профилактики и раннего выявления заболеваний, для предупреждения рисков преждевременной смертности. В зоне особого внимания – люди, страдающие сахарным диабетом, например. В России сейчас свыше пяти миллионов человек с таким официально установленным диагнозом, а по факту, скорее всего, конечно, больше. Так как болезнь часто не сразу даёт о себе знать, человек может и не подозревать, что болен.
У нас уже действуют и дают результаты программы борьбы с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями. Прошу Правительство с будущего года запустить такую же масштабную программу для борьбы с диабетом. Татьяна Алексеевна [Голикова] знает, Иван Иванович Дедов много об этом говорит, пишет бумаги, мне направлял соответствующие. Надо на это реагировать. Эта работа должна включать в себя раннюю диагностику заболевания, гарантированное обеспечение граждан медицинскими изделиями, включая расходные материалы, и лекарствами, и, конечно, профилактическую работу, то есть весь комплекс мер, который определяет качество и продолжительность жизни больных диабетом.
Уважаемые коллеги!
Успешное будущее человека зависит от качественного образования и разностороннего развития. Такие возможности нужно обеспечить повсеместно, в любом регионе нашей страны.
Мы строим детские сады и школы. К концу следующего года все дети до трёх лет будут обеспечены местами в яслях. Напомню, что в 2018 году, на старте проекта, обеспеченность была 78 процентов. С 2019 по 2024 год будет построено не менее 1300 школ, введено более миллиона учебных мест.
Как уже говорил, запущена программа капитального ремонта действующих школ. Повторю, такое обновление должно проходить с учётом мнения учителей, учеников, конечно, родителей. Они лучше знают, как всё должно быть устроено в их родной школе. Что нужно сделать, чтобы образовательное пространство стало удобным, современным, мотивирующим на успехи в учёбе.
Предлагаю после 2024 года, когда будут закончены основные мероприятия по строительству, взять курс на регулярное обновление образовательных пространств в школах и детских садах, чтобы базово, безо всяких напоминаний и разнарядок, вовремя проводить капитальные ремонты, закупать учебное оборудование, применять современные технологии и методы обучения.
И конечно, такие же высокие стандарты с точки зрения оснащения классов, обеспеченности учебниками, горячим питанием, кадрами, доступностью кружков и секций должны быть в образовательных организациях Донецкой и Луганской народных республик, в Запорожской и Херсонской областях.
Кроме того, Правительству поручено реализовать новую федеральную программу по модернизации инфраструктуры детского отдыха и оздоровления. Тоже сегодня с утра с коллегами обсуждали. Запустим её уже в следующем году.
Уважаемые коллеги!
Все задачи, о которых сказал, имеют особое значение для каждого города и посёлка, для каждого гражданина нашей страны без преувеличения, где бы он ни жил. Решение этих задач предъявляет самые строгие, повышенные требования к органам государственной власти на любом уровне. Специалисты в этой сфере должны быть взыскательны к самим себе и к результатам своего труда и, конечно, должны быть открыты, восприимчивы к современным практикам и подходам, к использованию новейших технологий и методов работы.
Говорил об этом на недавней конференции по искусственному интеллекту, я уже об этом мероприятии упоминал, надеюсь, вы тоже обратили на это внимание. И сейчас обращаю внимание всех коллег: нужно уделить особое внимание повышению качества государственного управления, переходу на модель управления на основе больших баз данных, в том числе в таких областях, как здравоохранение, образование, ЖКХ, о чём и только что было сказано. В этом залог успеха нашей общей работы, главное условие для достижения национальных целей развития.
Завершая своё выступление, хочу отметить ещё одну задачу, которая сейчас имеет первостепенное значение. Имею в виду обеспечение безопасности, восстановление мирной жизни в Луганской и Донецкой республиках, в Запорожской и Херсонской областях.
Мы обязательно добьёмся поставленной цели, и в дальнейшем по всем ключевым для людей вопросам в экономике, социальной сфере, в области управления эти регионы станут единым целым со страной. Мы уже прошли этот путь с Крымом и Севастополем и знаем, что нужно сделать.
В том числе в новых регионах будут введены общероссийские стандарты социального обеспечения. Здесь появится программа материнского капитала, нуждающиеся семьи получат выплаты от государства, вырастут пенсии и так далее. Будем развивать первичное звено здравоохранения, строить детские сады, ясли и школы.
Давайте сейчас перейдём непосредственно к повестке дня.
М.Шмаков: Владимир Владимирович, позвольте?
Шмаков Михаил Викторович, ФНПР [Федерация независимых профсоюзов России].
В.Путин: Пожалуйста, Михаил Викторович.
М.Шмаков: Владимир Владимирович, в Вашем выступлении поставлены очень широкомасштабные задачи, которые, безусловно, необходимо выполнять. И более того, те пути, которые Вы в своём выступлении озвучили, с моей точки зрения, очень прогрессивные и должны привести к успеху.
Особенно важна, с нашей точки зрения, постановка задач о том, чтобы у нас не было работающих бедных, чтобы все те, кто работают, получали такую заработную плату, которая бы их гарантированно выводила из этой категории – категории бедных. И повышение МРОТ, действительно, самый лучший механизм для решения этой задачи.
Но хотелось бы, чтобы наряду с повышением МРОТ это бы дополнялось рекомендациями. Я понимаю, что сегодня у нас по-другому построено всё хозяйство и вся экономика, и поэтому невозможно выпустить закон или указ, как строить тарифные сетки, но тем не менее рекомендации по тарифным сеткам, которые должны применяться в различных секторах экономики, были бы полезны. Потому что, если мы будем повышать только МРОТ, мы будем всё время работников с низкими доходами подтягивать до работников со средними доходами. После этого происходят перекосы в квалификации, в оплате в зависимости от квалификации.
Поэтому, наверное, было бы полезно дать поручение, чтобы были такие рекомендации сделаны. А дальше уже, конечно, есть коллективные переговоры на предприятиях, переговоры по заключению коллективных договоров, есть и активно работают трёхсторонние комиссии в регионах и в отраслях, и там это можно было бы на переговорной основе устанавливать конкретно для отрасли или для какого-то предприятия.
И третий момент, на котором важно акцентировать внимание, с моей точки зрения, – это укрепление законности и чёткое выполнение требований законов, Конституции, недопущение различных фантазий в законотворчестве и в толковании законов со стороны как правоохранительных структур, так и правоприменительных. Потому что когда в суде представитель прокуратуры, даже Генпрокуратуры, заявляет, что мы расширительно трактуем закон, то это просто отрицание права, это ведёт к абсолютному правовому нигилизму. Поэтому я думаю, что это тоже было бы важно указать, чтобы все выполняли действующий у нас закон.
В.Путин: Спасибо большое.