Европейское нефтяное эмбарго и потолок цен G7 спровоцировали бум на танкерном рынке. Ажиотаж говорит о том, что российское сырье обязательно найдет покупателя, однако рискует просесть по цене, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Александр Перов.
Информационное агентство Reuters сообщило о буме на танкерный флот.
Связано это с введением потолка цен на российскую нефть, который осложнил западным компаниям работу с отечественным сырьем.
Теперь поставки нефти из РФ на мировой рынок стали для них рисковым бизнесом – нужно, чтобы контрактная стоимость сырья не превышала 60 долларов за баррель.
Рынок давно готовился к данной ситуации: Reuters сообщает, что норвежские и греческие судоходные компании активно продавали старые танкеры компаниям из Индии, Китая и стран Ближнего Востока, решившим застолбить перевозки российской нефти.
Агентство приводит в качестве примера зарегистрированную в Женеве компанию Fractal Shipping, которая менее чем за год собрала флот из 23 танкеров, купленных в интересах инвесторов из Дубая (ОАЭ). Исследование компании Eikon показывает, что данные суда везут российскую нефть из портов Балтийского и Черного морей.
Эмбарго против российской нефти введено с 5 декабря 2022 года
Исполнительный директор Fractal Shipping Матье Филипп объяснил эти инвестиции деловой смекалкой: бизнесмен и его партнеры решили, что спрос на нефть неизбежно возрастет с пандемических минимумов, и что под него потребуется перевозка.
Российский рынок сегодня считается самым горячим и перспективным на рынке танкерных перевозок, и туда стремятся многие независимые компании.
В Fractal Shipping сделали ставку на подержанные суда: обычно крупные перевозчики отказываются от кораблей старше 15 лет, связано это с большими расходами на страховку и содержание, однако женевская структура пошла другим путем.
Флот Fractal Shipping состоит из судов возрастом от 13 до 19 лет: все они исправны, но не подпадают под стандартную западную бизнес-модель, в рамках которой стоимость кредитов и страхования задает временной цикл использования техники.
Повышенный спрос на рынке сегодня зафиксирован на танкеры класса Aframax, способные перевозить до 600 тысяч баррелей. Такие суда обычно используются для загрузки в портах Ленинградской области, через которые шла основная торговля с Европой.
Для перевозки российской нефти нужны танкеры класса Aframax
Стоимость двадцатилетнего судна данного класса с января 2022 года подскочила на 86% с 11,8 млн долларов до 22 млн долларов. В 2022 году, по данным VesselsValue, было зафиксировано 148 сделок по Aframax, что на 5% больше, чем годом ранее.
У Fractal Shipping, согласно сайту компании, в распоряжении находится семь таких судов.
Российская марка нефти Urals торгуется выше западного потолка цен в 60 долларов за баррель, и это говорит о том, что российским компаниям необходимо изыскивать новые пути экспорта, тем более нельзя исключать новый скачок котировок в начале 2023 года.
Одновременно вышли интересные данные от Bloomberg: 1-2 декабря резко возросли объемы поставок российской нефти неизвестным потребителям, причем речь идет об 1 млн баррелей в сутки. Куда и кому ушло это сырье непонятно, как и кто его перевозил.
Российская нефть найдет покупателя«Основные объемы российской нефти с рынка никуда не уйдут – сырье продолжит находить своего потребители, а более важным вопросом является цена, по которой Москва будет продавать нефть», — констатирует энергоэксперт Александр Перов.
Urals сейчас торгуется в районе 63 долларов за баррель
Разница между марками Brent и Urals сегодня составляет 20 долларов за баррель, причем после введения европейского эмбарго на российские поставки и механизма предельных цен G7 она вырастет по экономическим причинам.
Ситуация продолжит ухудшаться: вслед за нефтяным эмбарго от 5 декабря 2022 года грядет европейское эмбарго на российские нефтепродукты от 5 февраля 2023 года, в результате чего Москве придется перенаправить дополнительные объемы экспорта.
«Отказ европейских потребителей сначала от нефти, а затем и от нефтепродуктов вместе с проблемой доставки нефти до конечного потребителя будет давить на цены. Проблемы уже возникли – можно вспомнить пробку из танкеров, которая возникла на черноморском направлении. Очевидно, что трудности этим не ограничатся», — резюмирует Перов.
Россия найдет танкеры, страховые компании и покупателей на сырье, но транспортное плечо увеличится, а вместе с ним и другие издержки. Это обернется снижением прибыли и ожидаемых нефтяных доходов федерального бюджета.
Руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Александр Перов«Российская нефть будет доставляться на мировой рынок, а главной проблемой останется тот факт, что РФ придется в течение неопределенного времени продавать сырье дешевле конкурентов», — заключает Перов.
Однако издержки от эмбарго носят двусторонний характер: необходимость полного замещения российской нефти поставила перед ЕС трудно решаемые задачи.
Дмитрий Сикорский