Диверсии против «Северных потоков» создали опасный прецедент, в котором теракт против международной инфраструктуры стал элементом геополитической борьбы. Бывшие партнеры делают все, чтобы в мире не осталось табу, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш.
Диверсии на «Северных потоках» вынудили европейцев иначе смотреть на энергетическую инфраструктуру с точки зрения вопросов безопасности.
Теракты лишили ФРГ стабильной поставки 60 млрд кубометров газа в год, которые раньше приходили по «Северному потоку – 1» и ввергли экономику в страны в кризис, выразившийся в инфляции, банкротстве энергокомпаний и остановке производств.
Геополитическая ситуация в ЕС накалена, и это повышает уязвимость энергетических объектов, тем более «Северный поток – 1» открыл новую главу в истории международных отношений: никогда раньше такая инфраструктура не попадала под удар.
Информационное агентство Bloomberg составило список наиболее уязвимых энергетических объектов ЕС, связав большинство рисков с украинским кризисом.
Возглавил рейтинг газопровод Baltic Pipe, созданный для транзита норвежского газа через Данию в Польшу и открытый осенью 2022 года.
Поляки осенью открыли газопровод Baltic Pipe
Второе и третье места заняли электрокабеля ESTLink и NordBalt, которые поставляют электричество из Финляндии и Швеции в Прибалтику.
Эксперты Bloomberg упирают на геополитику: якобы антироссийская политика поляков и прибалтов и вступление Финляндии и Швеции в НАТО повышают риски по этим проектам, которые Россия может рассматривать как цель.
Данный подход не выдерживает критики: разрушены «Северные потоки» в Балтийском море, которые нужны России для продолжения газового экспорта.
После диверсий Москва лишилась возможности поставлять газ в Германию, потому что маршруты через Польшу и Украину больше не являются надежными.
Очевидно, что диверсия против газопроводов выгодна только противникам РФ, а Москва никогда не смешивает политику с экономикой и энергетикой.
ЕС активно строит СПГ-инфраструктуру
Четвертое место у Bloomberg заняли СПГ-терминалы, которые строятся в ЕС для борьбы с зависимостью от «Газпрома», а пятое – газопроводы Europipe II и Langeled.
Данные проекты поставляют норвежский газ в Германию и Великобританию и покрывают расстояние более чем в 1600 км, как и «Северные потоки».
На седьмом месте в рейтинге находится Борнхольмский энергоостров, в который Дания и Германия инвестировали 9 млрд евро. Там расположены ветряки, производящие электроэнергию для германской и датской экономик.
Берлин и Копенгаген считают данный проект достижением, но благодаря нему в Дании и Германии самое дорогое в ЕС электричество. Причина этого заключается в нерентабельности возобновляемой энергетики как таковой. Само существование Борнхольмского энергоострова представляет собой диверсию для европейской экономики.
С Bloomberg нужно согласиться в том, что «времена меняются».
Если раньше арест суверенных валютных ресурсов и удары по международной инфраструктуре были табу, то теперь превращаются в стандарт глобальной политики.
Возобновляемая энергетика приносит убытки ЕСВ мире нарушаются табу«Диверсии на “Северных потоках” и другие события повысили уровень опасности не только в энергетике, но и в других областях экономики и политики. Многие табу нарушены – на выборах США в 2020 году было зафиксировано 40 млн бюллетеней, присланных по почте, из них 10 млн пришлись на людей, которые родились в 1903 году и которых сегодня уже нет», — заключает политолог Кирилл Коктыш.
Выборы в США и скандальный приход Джо Байдена к власти задали тон тех событий, которые сейчас происходят в мире.
«Когда нарушаются все табу, это означает, что система идет в разнос, и разрушается взаимодействие по всем направлениям. Данные проблемы касаются не только энергетики, но и других значимых вопросов», — резюмирует Коктыш.
Тренд, который Запад задал в отношении РФ и некоторых других стран, включает в себя не только санкции и другие нарушения норм международного права, но и прямой саботаж. Все это ведет к росту напряженности и появлению новых рисков в мире.
Тридцать лет мир жил в условиях глобальной экономики, а теперь снова идет разделение.
«Риски повышаются. Как можно выйти из ситуации, когда взрываются газопроводы? Подписать соглашение о том, что никто не будет этого делать? Мир станет надежным только при установлении нового баланса сил», — констатирует Коктыш.
Противостоять этому трудно, но возможно. Например, России необходимо продолжать расследование диверсий против «Северных потоков».
Доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш«Нужно поинтересоваться, что на месте подрывов зачищали Швеция и Дания. Понятно, что им было поручено ликвидировать оставшиеся там следы. В принципе такие вещи рано или поздно вылезают, вопрос, когда это случится», — заключает Коктыш.
Взрывы в Балтийском море создали прецедент, который в будущем может повториться, особенно если Западу удастся эту историю замять.