Польша способна продолжить импорт российской нефти с трубопровода «Дружба», отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович. Ситуация на нефтяном рынке ухудшается, а трубопроводные поставки сырья не подпадают под европейские санкции.
Ведущий польский нефтепереработчик компания Orlen подала заявку в «Транснефть» на поставку в 2023 году 3 млн тонн российской нефти по нефтепроводу «Дружба», сообщает «Коммерсант» со ссылкой на неназванные источники.
Польша вместе с ФРГ получают российское сырье по северной ветке «Дружбы», такие поставки не подпадают под европейское эмбарго, но это не помешало Берлину и Варшаве заявить об отказе импортировать нефть по «Дружбе» с 1 января 2023 года.
Однако ситуация на нефтяном рынке ухудшается, и это мотивирует поляков пересмотреть позицию.
Теоретически польский запрос может быть связан с Чехией, где у Orlen серьезные позиции, но скорее всего разговор идет об импорте напрямую в Польшу, которая не нашла прямую замену объемов российской нефти, несмотря на контракт с саудитами.
«Принятые ЕС антироссийские санкции не предусматривают ограничений на работу нефтепровода “Дружба”, но Германия и Польша в инициативном порядке заявили о желании прекратить импорт по этому маршруту с 2023 года. Это их политическое решение , которое не вызвано санкционными ограничениями. Они всегда могут от него отказаться и вернуться к покупке нефти в России», — констатирует энергоэксперт Станислав Митрахович.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович
Orlen появилась в 1999 года после слияния двух созданных в эпоху ПНР польских нефтеперерабатывающих производств – C.P.N. и PKN, оба предприятия были рассчитаны на российское сырье, которое они продолжают потреблять в 2022 году.
«Решение Orlen будет зависеть от общего расклада сил в Польше на конец 2022 года, когда станет понятно, хватает ли предприятию пропускной мощности порта Гданьск для закупки нефти морским путем», — заключает Митрахович.
Кроме Гданьска для замены импорта из РФ по северному участку «Дружбы» существует германский порт Росток, но их инфраструктура не проектировалась для таких объемов – разговор идет о 500 тысячах баррелей черного золота в сутки.
Не исключен вариант, что в Orlen пришли к выводу о недостаточности возможностей Гданьска.
«В Orlen будут ориентироваться на отношения ЕС и России на январь 2023 года. Возможно, там ожидают компромисс по украинскому кризису, который даст компании возможность продлить поставки», — резюмирует Митрахович.
Нефтепровод «Дружба» имеет северную и южную линию
Польша ведет курс на прекращение сотрудничества с РФ, но боится, что не найдет замену российской нефти в условиях роста глобального дефицита и цен.
«Многое зависит от политики: Польша сегодня идет на такие вещи, как экспроприация российской собственности, как это случилось в случае с газопроводом «Ямал – Европа», поэтому отказ от действующего контракта является плевым делом для Варшавы, запрос Orlen ничего не гарантирует», — констатирует Митрахович.Многое зависит от Германии
Ситуация нервная, что подтверждает вчерашняя история с поражением украинской зенитной ракетой польского трактора в районе населенного пункта Пшеводув.
Однако поляки руководствуются национальными интересами и готовы на компромисс с Россией, несмотря на агрессивную риторику Варшавы. Это их отличает от немцев, которые ради политики ценностей готовы разрушить собственную энергетику.
Партия «Зеленые» принесла в Правительство ФРГ политику ценностей
Работа германских НПЗ в Шведте и Лойне зависит от поставок нефти через «Дружбу», но Берлин под руководством министра экономики Роберта Хабека саботирует сотрудничество с Москвой по энергоресурсам и пытается выдавить «Роснефть» из Германии.
У немцев, в отличие от поляков, нет контракта на поставку нефти с саудитами, а работа Хабека по поиску альтернативного РФ импорта не дала результата. Отказ ФРГ от «Дружбы» приведет к дефициту нефтепродуктов не только на востоке страны, но и в ЕС.
«Польша обладает портом Гданьск: если Варшава загрузит его под польские нужды, то тогда проблемы Orlen будут решены, но на Германию эти мощности не рассчитаны. Здесь нужно учитывать, что НПЗ в Шведте это огромное предприятие, которое поставляет нефтепродукты на рынок западной части Польши. В Варшаве из-за этого есть нервные настроения по перспективам на 2023 год», — заключает Митрахович.
Очевидно, что Хабек способен пойти на принцип и парализовать работу НПЗ в Шведте.
Южная магистраль «Дружбы» вчера была остановлена«В целом Польша и Германия зависят от импорта по “Дружбе” меньше Венгрии, Словакии и Чехии. Данные страны не имеют выхода к морю, и им еще сложнее заменить российские поставки сырья», — резюмирует Митрахович.
Вчера на южном участке «Дружбы» случилась остановка, и мы увидели к какому кризису это может привести. МИД Венгрии вечером сообщил о восстановлении транзита через Украину, но теперь данная магистраль считается уязвимой инфраструктурой.
Дмитрий Сикорский