Мощный взрыв произошел днем 13 ноября на самой людной пешеходной улице Стамбула. В результате происшествия, которое было квалифицировано как теракт, погибло шесть человек и более 80 получили ранения. Подозреваемая в совершении атаки уже поймана и дает показания.
Почему теракт произошел именно сейчас, кто стоит за этим преступлением и почему Турция не приняла соболезнования США, разбирался автор Telegram-канала «Мост через Босфор».
prt scr youtube.com | AFP News Agency
Взрыв в Стамбуле произошел аккурат перед вылетом турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана в Индонезию на саммит G20. Власти Турции не спешили с заявлениями, и лишь спустя несколько часов вице-президент Фуат Октай сообщил, что Анкара расценивает произошедшее как теракт.
По версии турецких следователей, к атаке причастны запрещенная в Турции «Рабочая партия Курдистана» (РПК) и ее сирийское ответвление «Силы народной самообороны» (YPG).
«Мы предполагаем, что это был спланированный террористический акт, который произошел в результате подрыва бомбы, предположительно женщиной. В результате взрыва мы потеряли 6 человек, 4 из которых находились на месте происшествия, двое погибли в госпитале. Также у нас 81 раненых, двое из них в тяжелом состоянии», – сказал он.
Спустя несколько часов министр внутренних дел Турции Сулейман Сойлу подтвердил, что теракт был совершен женщиной. Он также заявил, что исполнительница была задержана и ее допрашивают.
Министр отметил, что за последние шесть лет в Турции не происходило терактов, но добавил, что только за этот год сотрудники МВД предотвратили 200 попыток. Он также сказал, что Анкара знает, кто стоит за инцидентом.
Турция не приняла соболезнования США
По словам министра, Анкара не верит в искренность слов Соединенных Штатов Америки, которые одними из первых выразили соболезнования Турции:
«Мы отвергаем соболезнования США. Их слова похожи на действия убийцы, который возвращается на место преступления».
Кроме этого, Сойлу обвинил Штаты в поддержке РПК.
Стоит напомнить, что Вашингтон тесно сотрудничает с «Силами народной самообороны» (YPG) на севере Сирии. Несмотря на заявления Анкары о том, что это не соответствует духу союзнических отношений между США и Турцией, и требования прекратить вооружать и обучать YPG, американцы игнорируют ее беспокойства и продолжают сотрудничать с курдскими формированиями.
«Так называемые союзники укрывают террористов в своем государстве, обучают и вооружают террористов на оккупированных территориях или материально поддерживают их», – сказал Сойлу. Кто стоит за терактом
Согласно заявлениям турецкой стороны, теракт был совершен женщиной по имени Ахлам Албашир из сирийского города Африн, который находится под контролем турецкой армии и протурецких сил. Албашир прибыла оттуда в Стамбул нелегально, а после теракта пыталась скрыться в Греции.
Позже правоохранительные органы Турции распространили фотографию исполнительницы теракта. Она, по их словам, призналась в том, что прошла подготовку в боевых лагерях РПК и YPG в сирийском Кобани, который в данный момент находится под контролем США и курдских боевиков. Приказ о совершении теракта поступил также из центра в Кобани.
Глава МВД Турции вновь выступил перед прессой, заявив, что организаторы атаки расплатятся за свои действия.
«Мы знаем кто стоит за терактом. И мы знаем какое послание нам пытались донести. Мы получили это послание. Они пытались убить исполнителя, но мы раскрыли их сеть. И задержали того, кто отдал приказ убить террористку чтобы замести следы. Организаторы заплатят за содеянное», – заявил он.
Турецкие правоохранительные органы сообщили о задержании 22 человек, так или иначе имевших связи с террористкой и организаторами.
РПК опровергла причастность к теракту
Тем временем РПК заявила, что не имеет отношения к взрыву в Стамбуле. Согласно информации, опубликованной на сайте иракского телеканала Rudaw, руководство РПК отвергло обвинения Анкары.
«Наши люди и демократическая общественность хорошо знают, что мы не имеем никакого отношения к этому инциденту, что мы не будем нападать напрямую на гражданских лиц и что мы не приемлем действий, направленных против гражданских лиц», – заявили в РПК. Что дальше
Эксперты полагают, что причиной столь резкой реакции Анкары в адрес США является намерение Турции показать, что союзнические отношения между странами находятся на крайне негативной стадии. У турецкой стороны действительно есть причины обвинять американцев в поддержке курдов на севере Сирии, но кроме этого есть и вопросы, которые Турция не может решить уже долгое время – касаются они обороны страны.
Global Look Press | Turkish Presidency Office/Keystone Press Agency
Стоит напомнить, что Вашингтон ввел санкции в отношении Анкары после приобретения ею в 2017 году российских зенитно-ракетных систем С-400. Штаты вывели Турцию из программы истребителей пятого поколения F-35, лишив ее армию самых современных самолетов. В то же время Конгресс США ограничивает приобретение Анкарой новых истребителей F-16 и ставит невыполнимые и унизительные для нее условия – например, «не нарушать воздушное пространство Греции» или дать обещание не использовать истребители против тех или иных стран. В то время как вопрос морских границ в Эгейском и Средиземном морях является предметом длительных споров между турками и греками, США поддерживают Афины, которые вооружают демилитаризованные острова в Эгейском море.
Не исключено, что после теракта позиция Турции усилится и в адрес Швеции и Финляндии, претендующих на вступление в НАТО. Эти страны до сих пор не выдали ни одного подозреваемого, экстрадиции которых требовала Анкара.
Как теракт отразится на внутренней политике
В будущем году в Турции пройдут парламентские и президентские выборы. Согласно одной из конспирологических версий о причинах теракта, атака является попыткой вставить палки в колеса правительства. Государство пытаются расшатать изнутри, посеять панику в обществе, без того изнуренном плохой экономической ситуацией, и снизить поддержку Реджепа Тайипа Эрдогана.
Согласно другой версии, турецкий лидер и его приближенные воспользуются ситуацией и попытаются лишить оппонентов возможности объединиться против его партии. По мнению некоторых аналитиков, атмосфера хаоса сыграет на руку правящей «Партии справедливости и развития» и лояльной ей «Партии националистического движения».
Политолог Акиф Беки полагает, что громкие теракты помогут властям Турции, разобщив турецкое общество, дискредитируя курдскую «Партию демократии народов» и всех, кто попытается принять ее в свою предвыборную коалицию. В данном случае такие планы были у «Республиканско-народной партии» (РНП) и «Хорошей партии». Борьба против курдского сепаратизма после теракта поможет Анкаре привлечь голоса турецких националистов, поддерживающих РНП и «Хорошую партию», поскольку последние не смогут однозначно поддержать власти, не утратив при этом поддержку курдов.