В 1962 году в отдельные воинские части СССР начали массово поставлять лыжи, тулупы и валенки. Знаете для чего? Воинский контингент готовили к отправке на Кубу вместе с ядерным оружием.
Погодите улыбаться. Советские генералы ничего не напутали с климатическим режимом. Зимняя одежда должна была ввести в заблуждение разведку США. Всю операцию даже назвали «Анадырь» (столица Чукотки), чтобы точно «никто не догадался».
Кстати, фильм «Операция Ы» был снят всего через 3 года после тех событий. И теперь задумываешься, а не над «Анадырью» ли скрытно подшучивал Гайдай?
На 85 кораблях ядерное оружие и средства доставки были перевезены на Кубу в режиме особой секретности. Отправки шли в разное время, из разных портов, а капитаны даже не догадывались, какой груз они везут.
Именно эти события, как известно, и привели в итоге к «Карибскому кризису» – самому напряженному периоду в истории человечества, когда одно неверное движение бровью могло привести к ядерной войне между США и СССР.
Мы не будем подробно останавливаться на хронологии тех событий. Изучим лишь сами ракеты, которые должны были быть установлены на Острове Свободы (СССР так и не успел завершить эту установку, поскольку были достигнуты договоренности с США).
Всего планировалось установить два типа ракет. Р-12 и Р-14.
Ракета Р-12
Ракета создана в 1959 году, то есть за 3 года до «Карибского кризиса». В общем виде ее можно представить как трубу диаметром 1,6 и длиной почти 23 метра (примерно как пассажирский вагон, только в 2 раза тоньше). Полный вес такой игрушки – 42 тонны.
Максимальная мощность заряда Р-12 равна 2,3 миллиона тонн тротилового эквивалента. Но для Кубы планировалось использовать ракеты послабее – «всего» в 1 миллион тонн. Для сравнения, бомба, сброшенная на Хиросиму, была примерно в 60-70 раз слабее.
Всего СССР собирался разместить 24 таких ракеты и еще 12 оставить в резерве. Итого, все ракеты Р-12 могли принести на территорию США тепла и света на 36 мегатонн тротила (2400 Хиросим).
По дальности полета ракета Р-12 считалась ракетой «средней дальности». Максимальное досягаемое расстояние – 2000 км. Это значит, что при запуске с Кубы ракеты бы так хорошенько вонзились в США, но при этом не перекрыли бы даже половину территории страны.
Хотя, несомненно, многие крупные города оказались бы в зоне поражения. Например – Вашингтон, Хьюстон, Филадельфия, Атланта, Мемфис, Новый Орлеан, Даллас…
Нью-Йорк находится как раз примерно на границе радиуса поражения, так что и его можно было бы внести в зону досягаемости.
Что касается скорости, то она у Р-12 достигала 3500 м/с. Это значит, что до максимальных 2000 км она летела бы чуть меньше 10 минут. А, например, город Новый Орлеан мог бы быть поражен уже через 5 минут.
Ракета Р-14
Эта ракета точно так же использовалась с термоядерной боеголовкой в 1 мегатонну.
Однако, несмотря на равные с Р-12 заряды, эта ракета являлась более совершенной и грозной. Она была чуть толще, чуть длиннее и почти в 2 раза тяжелее (86 тонн).
За счет большего количества топлива эта ракета могла улететь уже на 4000 километров. А это значит, что под угрозой находилась бы уже практически вся территория США, включая такие важные штаты как Техас и Калифорния. Уцелеть могли разве что Аляска с Гавайями.
Что касается времени, то до самых дальних границ досягаемости ракета летела бы 20 минут. А, например, до Лас–Вегаса – ровно 1000 секунд. Хотя, сомнительно, конечно, чтобы в Лас-Вегас кто-то целился.
Ракет Р-14 на Кубе планировалось разместить в количестве 16 штук (+8 в резерве).
Итого, ракет обоих видов получается 40 штук (+20 в резерве).
В реальности разместить успели только часть из них. После того, как американцы поняли, что «эти русские не на Чукотку поехали!» там началась такая шумиха, что тогдашний министр обороны США признался, что вечером 27 октября (в самый пик противостояния) он думал:
– Увижу ли я завтра восход солнца?
Слава богу, восход солнца министр увидел. Как и миллионы американцев и советских людей. Все обошлось…
К чему это я все? Да к тому, что, боюсь, без «хода с Кубой» НАТОвское ракетное вооружение с наших границ не убрать. И на Украину они войдут – если не будет Кубы.