Минувшая неделя отметилась беспрецедентным количеством публикаций в западной прессе о том, каким он будет «мир после Путина». Естественно, предполагается, что мир этот наступит после поражения России – сначала на Украине, а потом и на полях экономических и геополитических битв в других частях мира.
Понятно, откуда возникли эти мечтания: вот уже полтора месяца западная пресса трубит об успешном контрнаступлении ВСУ, и ей даже удается убедить в этой версии событий часть масс-медиа арабских стран и Индии. Но вот проблема — они так торопятся поделить шкуру не убитого еще медведя, что от спешки проговариваются, выдавая свою главную тайну. Ту, что жить в этом «мире после поражения России» нам, россиянам, будет очень трудно и противно, если вообще возможно. Почему? Давайте разберемся по пунктам, опираясь исключительно на тексты самих западных авторов.
Борьба за власть
Американцы и европейцы согласны в том, что «мир после Путина» должен быть для России новым Смутным временем, периодом разделения страны на регионы и «войны всех против всех» (выражение английского философа Гоббса) внутри самой России. В этом плане показательна публикация американского издания «Политико», получившая заголовок «Планируя хаотический пост-путинский мир» (Planning for the Chaotic Post-Putin World). Автор публикации берет, что называется, с места в карьер. Вот первый абзац этой статьи: «Россию ждет шекспировская драка на ножах; пустившиеся во все тяжкие лидеры регионов; доступный для любого покупателя или захватчика ядерный арсенал – и все это возможно, если Путин уйдет… Сейчас немногие хотят публично обсуждать, каким же будет мир после Путина, но непублично и западные страны, и их аналитики уже прикидывают сценарии, которые будут задействованы, когда Путин уйдет».
Далее автор приводит эти самые сценарии, один страшнее другого.
«Ведь тогда неизбежно возникнет вопрос, как реагировать на это нынешним союзникам Украины… При этом среди всех них есть консенсус по одному вопросу: это не будет чистый «транзит власти», наоборот, создастся множество дилемм, которые могут поссорить западных союзников. Вот лишь некоторые из вопросов. Что делать, если от России захочет отделиться «русская республика» с русским населением, не желающая дальше жить вместе с выходцами с Кавказа и другими меньшинствами? Должны ли мы продолжать давление на преемника Путина или сразу установить с ним другие отношения?»
Ответ, не сулящий России ничего хорошего, дает бывший посол Великобритании в России (с 2016 по 2020 год) Лори Бристоу. «Нужно сразу отложить в сторону иллюзии, будто мы немедленно получим демократию в России, — говорит Бристоу. – Прежде всего мы получим Смутное время, на манер событий начала семнадцатого века».
При этом Бристоу советует западным державам не вмешиваться в борьбу за «путинское наследство», а дать россиянам как следует ослабить друг друга в этой борьбе. «Я думаю, нам нужно признать пределы своего влияния на исход борьбы за власть после Путина, — цитирует Бристоу американское издание Politico. – Хотя, конечно, мы заинтересованы в определенном результате этой борьбы».
Опыт реального Смутного времени начала семнадцатого века свидетельствует: «невмешательство» Запада в случае внутренней борьбы в России продлится недолго. И в 1600-е годы, и вскоре после 1917-го года вслед за гражданским конфликтом в России быстро последовали западные интервенции.
Наказание за плохое поведение
В случае поражения России и перехода ее в «пост-путинский мир» её ждет наказание за плохое поведение. И это такая приятная для западных авторов тема, что они наперебой высказывают свои предложения, как надо наказать после смерти не убитого пока медведя. На этом поле отличился первый редактор газеты «Ведомости» Леонид Бершидский. Из своего прекрасного эмигрантского далека он написал статью для агентства Bloomberg, в заголовке которой вроде как предупреждает о чересчур легкомысленном отношении к способности России сопротивляться. Бершидский считает, что на западе склонны выдавать желаемое за действительное, особенно в том, что касается так называемого «стратегического поражения России» (The Wishful Theory of Strategic Russian Defeat)
В тексте статьи этот заголовок подкрепляется той мыслью, что для превращения России в послевоенную ФРГ или Японию — то есть в униженные американской оккупацией страны — нужно победить Россию на поле боя. Между тем, отмечает Бершидский, «у Запада нет практических средств сломить Россию, тогда как в руках Путина есть жирный козырь в виде ядерного оружия».
Впрочем, вскоре выясняется, что это в общем правдивое утверждение нужно Бершидскому только для того, чтобы предложить Западу собственные услуги – разрушить Россию изнутри, без ядерной войны. Вот что пишет Бершидский для агентства Bloomberg.
«Что нужно предложить русским, так это видение хоть какой-то интеграции с победителем по имени Запад, а не безнадежного, окончательного поражения; нужно дать России такую же оптимистичную перспективу, какую получили после реформ униженные и оккупированные Германия и Япония».
Интересно, что Бершидский готов временно примириться с созданием в России «после падения Путина» националистического режима. Бершидский готов, по всей видимости, в такой режим внедриться, лишь бы снискать расположение западных хозяев.
«Предлагаю другой, не связанный с ядерной войной выход: признать, что у России есть еще один шанс измениться изнутри. Наивно полагать, что на останках путинского режима немедленно возникнет либеральная демократия — более реалистичным сценарием представляется крайне правое правительство, которое будет действовать из чувства сильнейшего отторжения (ресентимента) в отношении Запада. Но не менее наивно ожидать, что страна с размерами и мощью России каким-то образом «политически расплачется» и сдастся, если Запад применит более жесткую дипломатию или ужесточит и без того беспрецедентные экономические санкции».
Чувствуете, куда гнет основатель «Ведомостей»? Он, как и другие наши сегодняшние эмигранты, хочет получить «второй шанс» на 1990-е и предлагает Западу свои услуги в качестве полицая, способного общаться с местным населением, имея в своем багаже западное образование и западные ценности.
«Украинский вариант»: коррупционный пир победителей
Очевидно, что Бершидский, в своих статьях для Bloomberg еще несколько лет назад восхищавшийся Зеленским и его советниками (Бершидский открыто поддержал эту команду на выборах 2019 года), по сути, предлагает для России украинский вариант.
Вот он: к власти приходит какой-нибудь нравящийся россиянам «на нутряном уровне» типаж (популярный актер, юморист ургантовско-зеленского разлива, экономист-«харизматик» типа Андрея Илларионова или Сергея Гуриева. Его поддерживают с Запада, если надо, то и при помощи насилия (не будем забывать, что действие в этой пьесе происходит после поражения России на Украине и «смены режима»). И самое главное – дают ему в помощь команду воров с международными дипломами и планетарными амбициями.
Немецкое издание Junge Welt недавно напомнило нам имена и дела «прославившихся своим воровством» главных птенцов гнезда Зеленского.
«Еще в начале октября минувшего 2021 года в скандале с Pandora Papers выяснилось, что Зеленский укрыл от налогов на своих офшорных счетах миллионы долларов. При этом Зеленский и его сподвижники использовали офшорный фирмы на Кипре, в латиноамериканском государстве Белизе, а также на британских Виргинских островах. Последние документы показывают: в этих махинациях участвовала и его супруга Елена Зеленская, помогавшая скрывать от налогов доходы от телевизинно-развлекательного предприятия Зеленского – фирмы «Квартал-95»… В июле этого года немецкий журнал «Шпигель» выяснил, что к бенефициарам этого офшорного укрывательства принадлежали, помимо Зеленского, олигарх Игорь Коломойский и сооснователь «Квартала-95» Сергей Шефир. К нагревшим руки этот известный своими расследованиями журнал Spiegel причислил и друга детства Зеленского – до недавнего времени шефа всесильной СБУ Ивана Баканова».
А ведь есть еще, напоминает Junge Welt, и афера сына нынешнего президента – Хантера Байдена, получавшего украинские деньги за «доступ к телу» отца, бывшего главным представителем администрации Обамы на Украине. Кстати, теперь выясняется, что Хантер Байден в 2015 году состоял в переписке с нынешним госсекретарем США Энтони Блинкеном. Блинкен уже тогда был одним из членов команды Байдена, и Байден-младший старался вовлечь его в свои украинские делишки.
Какие же напрашиваются выводы? В случае поражения на Украине и смены режима Россия получит не только Смутное время и унижение в стиле послевоенной Японии. Она получит еще и коррупцию в стиле российских 1990-х. Или украинских 2010-х. А значит, поражение для нас – не вариант.
Дмитрий Бабич