На фоне нарастающих антироссийских санкций Запада и ответных российских мер многие территории недружественных стран не входят в санкционные (со стороны США и Евросоюза) и, соответственно, контрсанкционный (со стороны РФ) реестры. В этой связи напрашивается вывод о том, что «форточки» для финансовых и торговых связей РФ с Западом отнюдь не закрываются ни с той стороны, ни с другой. Будучи географически весьма миниатюрными, в реальности почти все они представляют собою крупные оффшорные и реэкспортные центры.
В настоящее время в недружественный перечень входит, например, Великобритания, включая подконтрольные Гибралтар, острова Ангилья, Мэн, Виргинские (восточные), Гернси и Джерси, расположены за пределами собственно Британских островов. Но отсутствуют в том же перечне иные британские офшорно-реэкспортных территориb: Бермудские острова, карибские острова Монтсеррат, Тёркс и Кайкос, Каймановы острова…
Несмотря на то, что в апреле с.г. администрация Каймановых островов «заморозила» российские активы на 7,3 млрд. долл., профильный международный портал «InternationalWealth.info» по-прежнему рекомендует их как «хороший вариант для диверсификации активов и регистрации оффшорной компании», в том числе – для российского бизнеса.
Вне недружественного перечня – британские Фолклендские острова, и острова Питкэрн, Святой Елены, Чагос, где тоже осуществляется офшорно-реэкспортный бизнес (хотя в меньших объемах в сравнении с вышеупомянутыми британскими территориями). Все эти территории также обозначили санкции против России, хотя и частичные.
Разумеется, в недружественный реестр входят и США. Однако не уточняется, включены ли в него американские протектораты-острова Пуэрто-Рико, Виргинские (западные), Восточное Самоа. Наличествуют в реестре находящиеся в общей финансово-экономической системе с США тихоокеанские Федеративные штаты Микронезии (ФШМ). В то же время, не включены туда соседние с ФШМ Республика Палау, Республика Маршалловых островов. К слову, все эти территории – колонии США с 1947 г. до конца 1980-х и даже середины 1990-х годов, также не чужды офшорно-реэкспортному бизнесу.
Не уточнён также в реестре и санкционный статус автономных от Дании «неофшорных» Фарерских островов и Гренландии. Декларативно присоединившись к западным санкциям, тем не менее, они в той или иной степени сохраняют прямые экономические связи с некоторыми российскими контрагентами. Характерно, что брюссельские бюрократы и их пропагандистская обслуга в виде телеканала Euronews, подзуживаемые Лондоном, критиковали Гренландию с Фарерами за экономические связи с Москвой. Официальной реакции из Копенгагена не последовало.
Весьма характерен и пример Нидерландов, квалифицированных как недружественное государство. Но, опять-таки, не уточнено, включены ли в эту категорию автономные южно-карибские острова Аруба, Кюрасао, южный Сен-Мартен и Федерация Бонайре (острова Бонайре, Саба, Синт-Эстатиус). Как и вышеперечисленные территории, эти оффшорные и реэкспортные центры общемировой значимости также ввели частичные санкции против России.
По ряду данных, по крайней мере, на некоторые из этих островных владений западных государств санкционный режим распространяется весьма условно. Так, в середине июня с.г. правительство РФ разрешило импорт – то есть, фактически реэкспорт с Арубы (нидерландский протекторат на юге Карибского моря, самый западный среди Малых Антильских островов) ряда категорий товаров, включая, например, запчасти для гражданской авиации. Кроме того, профильные российские эксперты рекомендуют отечественному бизнесу размещать трастовые фонды / компании, как и ранее, на другом «антильском» острове – Кюрасао, причём эти операции и поныне сопровождаются российскими и зарубежными консалтинговыми фирмами.
26 мая 2022 году утвержден приказ Министерства финансов РФ № 83н «Об утверждении перечня государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в РФ». Соответствующий перечень из 57 юрисдикций вводится в действие с 1 января 2023 года и включает почти все вышеупомянутые территории (выделены полужирным шрифтом), но и многие страны, объявившие антироссийские санкции и включённые в российские контрсанкции (выделены курсивом):
Ангилья
Антигуа и Барбуда
Аруба
Барбадос
Белиз
Бермуды
Британские Виргинские острова
Бруней-Даруссалам
Виргинские острова Соединенных Штатов
Гибралтар
Гренада
Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка
Ирландия (Дублин, Шеннон)
КНР:
Специальный административный район Гонконг (Сянган);
Специальный административный район Макао (Аомынь)
Княжество Андорра
Княжество Лихтенштейн
Княжество Монако
Королевство Бахрейн
Королевство Тонга
Кюрасао
Ливанская Республика
Малайзия (остров Лабуан)
Мальдивская Республика
Монтсеррат
Независимое Государство Самоа
Ниуэ (остров в составе Новой Зеландии)
Объединенные Арабские Эмираты
Острова Кайман
Острова Кука (то же, Н.Зел.)
Острова Тёркс и Кайкос
Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (Остров Мэн);
Нормандские острова (Гернси, Джерси)
Португальская Республика (остров Мадейра)
Пуэрто-Рико
Республика Вануату
Республика Джибути
Республика Кипр
Республика Коста-Рика
Республика Либерия
Республика Маврикий
Республика Мальта
Республика Маршалловы Острова
Республика Науру
Республика Палау
Республика Панама
Республика Сан-Марино
Республика Сейшелы
Республика Сингапур
Сен-Мартен (нидерландская часть)
Сент-Винсент и Гренадины
Сент-Китс и Невис
Сент-Люсия
Содружество Багамы
Содружество Доминики
США (штат Вайоминг, штат Делавэр)
Союз Коморы (остров Анжуан)
Черногория
Швейцарская Конфедерация
Таким образом, упомянутые внесанкционные «форточки», функционирующие с 2014 года, намеренно сохраняются конфликтующими сторонами, с целью сохранения финансово-экономических транзакций между РФ и «коллективным Западом» далеко не только по части российских энергетических поставок.
Алексей Балиев