Совсем недавно мы публиковали материал на тему того, что у нашей страны есть чем симметрично ответить на «газовые» диверсии и было бы правильно спустя какое-то время дать этой теме логическое продолжение – так сказать, посмотреть, у кого там из западных «партнёров» совершенно случайно произошли аналогичные события, дабы понять, кто же их устроил? И события эти не заставили себя ждать.
Но зайдём из далека, оставив самое интересное под конец. Как мы указывали в прошлом материале, сразу после диверсий зашевелился «Белгород» — согласно НАТОвской разведке он, якобы, покинул место своей дислокации и направился в неизвестном направлении, чем нехило так подогрел новостную повестку на Западе, ведь все прекрасно понимают, для выполнения каких задач его могли вывести в море. Если отбросить совершенно безумные теории на тему применения ни много ни мало а самого «Посейдона», конечно же. Хотя это как посмотреть — всё та же западная разведка ждёт его испытаний, но без ядерного заряда – мол, показать силу и возможности. Так или иначе, «Белгород» — это АПЛ спецназначения и её функционал гораздо шире, чем пуск ядерных торпед многомегатонной мощности и предполагает довольно внушительный спектр сложнейших операций на большой глубине.
Например, там имеется как минимум один крупный подводный беспилотник, официально предназначенный для исследований морского дна – речь про «Клавесин-2Р-ПМ». На первый взгляд может показаться, что аппарат действительно выглядит как чисто научный подводный беспилотник, хоть и довольно крупный – его масса почти 4 тонны, длина около 6 метров, а базируется он внутри «Белгорода» и может работать автономно довольно продолжительное время. Пока что всё в рамках науки, плюс на нём нет манипуляторов, способных хоть как-то воздействовать с подводной инфраструктурой.
Зато они есть у атомных глубоководных станций проекта 18511 шифр «Палтус», которые также базируются на «Белгороде» и других АПЛ специального назначения. Что же это такое и для чего нужно? Как и «Клавесин», все наши АГС официально считаются исследовательскими и даже иногда публикуются результаты их исследований – постоянно что-то ищут на дне морском, но их-то на Западе и боятся больше всего.
Во-первых, они могут погружаться очень и очень глубоко, в самые труднодоступные районы и находиться там довольно долго благодаря малому экипажу и атомному реактору. А во-вторых, на АГС имеется вся необходимая для воздействия на подводные коммуникации аппаратура. Алгоритм здесь следующий – «Белгород» выходит в заданный район, находящийся довольно далеко от места предполагаемых работ, выпускает «Клавесин», который занимается разведкой и поиском наиболее уязвимых мест и возможных средств обнаружения, ну а затем уже АГС выходит на выполнение задач. Обнаружить их довольно трудно – габариты, акустическая заметность, глубина и многие другие факторы сведены к минимуму, что позволяет связке из этих трёх машин спокойно и безнаказанно перерубать кабели практически на любой глубине, а на довольно приличном расстоянии их будет прикрывать одна из самых опасных подводных лодок флота, оснащённая ядерными беспилотниками и крылатыми ракетами «Калибр» всех видов — так, на всякий случай.
Звучит как некая фантастика, но, судя по всему, наш Флот впервые эту связку испытал в действии.
Есть у Великобритании такие острова на севере, как Шетландские (не путать с Шотландией). Находятся они неподалёку от главного острова, на расстоянии около 200 км, но всё же там живёт приличное количество людей – около 25 000, что вызывает потребность в наличии подводных кабелей связи дабы у жителей и находящегося там бизнеса была возможность связаться с большой землей и банально выйти в интернет. Архипелаг довольно важен для властей страны по той причине, что там ведётся добыча нефти и стоит огромный терминал под её хранение и дальнейшую транспортировку по нефтепроводам, а бонусом выступает неплохо развитый рыбный промысел. Связь обеспечивают два кабеля SHEFA-2 и именно они-то совсем недавно и были нейтрализованы, чем вызвали фактически коллапс связи между островами, со всеми вытекающими последствиями. Глубина залегания относительно небольшая и не превышает сотни метров, что по началу намекает не на саботаж, а на банальную ошибку рыболовецкого судна, но есть серьёзный нюанс – это уже второй разрыв за последние пять дней, что говорить о систематичности процесса, причём на разных глубинах и в разных районах. А тут ещё и «Белгород» со своей «свитой» находился неподалёку — волей-неволей эти события связываешь между собой, хотя у нас подлодок, способных провернуть подобное довольно много.
В копилку теории про ответный ход можно накинуть последние события, в ходе которых наш истребитель выпустил ракету по британскому разведывательному самолёту, о чём СМИ трубят уже несколько дней (правда пока конкретных деталей нет, но сам факт официально подтверждён Минобороны обеих стран). Что тут сказать – «техническая неисправность», как заявили в нашем Минобороны.
Так или иначе, количество самых разных инцидентов вокруг Великобритании и России растёт буквально на глазах, что подтверждает все предыдущие теории о ключевом бенефициаре «газовой» диверсии. Как никак, но американцы здесь куда более аккуратны и понимают, чем это всё может закончится, а диверсия их фактически подставила.
Бывшая «владычица морей» же явно пытается изо всех сил вернуть свои утраченные позиции и совсем не против подставить своих западных друзей, однако чем это чревато наш флот ей уже продемонстрировали.