Лидер Китая и генсек Компартии Китая (КПК) Си Цзиньпин в своём отчётном докладе ХХ съезду партии ни разу не упомянул ни Россию, ни Украину. Но если после съезда будет выполнено то, что он решит, то аукнется и в Москве, и в Киеве.
Обязательно. Потому что в этом четырёхугольнике Пекин-Москва-Вашингтон-Киев всё очень уж сильно намешано и замешано.
Всё дело в том, что товарищ Си, говоря о проблемах безопасности своей страны и задачах по её обеспечению, по подсчётам Reuters, произнёс слова «безопасность» или «защита» 73 раза (у них там это одно и то же), в то время как в выступлении на предыдущем съезде 2017 года он упомянул их 55 раз. Другими словами, потребность в обеспечении безопасности возросла на треть. Оно и понятно: США провозгласили Китай своим главным врагом и всячески пытаются выстроить ему козью морду по украинскому сценарию — вызвать вооружённый конфликт с Тайванем. Чтобы, как у России с Украиной, вести войну на истощение и ослабление Китая бессмысленной бойней. Гражданской по сути, но выдаваемой за «борьбу за демократию против авторитаризма». Хотя официальная задача Китая на международной арене остаётся прежней — «защита мира во всём мире и содействие совместному развитию».
И первыми под каток «мэйд ин чайна» рискует попасть Украина. Всё дело в том, что, как пишет государственное издание «Global Times», МИД Китая призвал своих граждан покинуть Украину из-за «мрачной ситуации» в сфере безопасности. При этом посольство КНР обещает оказать содействие в эвакуации. А тех китайцев, кто рискнёт остаться на Украине, просят соблюдать осторожность.
И говорить это может лишь об одном: после съезда Китай может изменить своё отношение к конфликту на Украине. Сейчас Китай не поддерживает спецвоенную операцию (СВО) России по принуждению Украины к адекватности и просит, чтобы обе страны решили свои проблемы миром, дипломатически. Но при этом Китай, разумеется, совсем не хочет, чтобы на Украине победил Запад, ведомый США. Потому что это будет означать ослабление России, на которую Пекин возлагает большие надежды в противостоянии с Америкой.
В России второй/первый запас ядерного оружия, которого реально боятся США, которые не имеют аналогов и половины нового оружия, имеющегося у Москвы. Шутейный вопрос «„Сармат‟ или „Посейдон‟?», который иногда задаёт в прямом эфире телеведущий Владимир Соловьёв, способен ввести в ступор не одного американского генерала, не впавшего в маразм американского патриотизма. Аналогов этих двух ракет у США нет, а каждая из них может, по данным спецов, оставить, например, от Нью-Йорка лишь воспоминания.
Вот Китай — ради обеспечения собственной безопасности путём нанесения поражения США на Украине — после съезда может начать помогать более активно России. Чем угодно. И это усилит группировку СВО на Украине однозначно, и ей, группировке, останется разве что оставить от ВСУ рожки да ножки.
И Россия победит, ослабив США, но усилив Китай. Но эта победа для России может оказаться пирровой. И не потому, что Китай потом обрушится на Россию. Нет, нет и ещё раз нет. Просто Россия перестанет быть нужной Китаю в качестве и партнёра, и зонтика (ядерного).
Всё дело в том, что уже в отчётном докладе товарищ Си поставил задачу — выполнить план по модернизации Народно-освободительной армии Китая (НОАК) к 2027 году и улучшить стратегические возможности армии по защите национальной безопасности и суверенитета.
«Реализация цели к столетию создания армии в намеченные сроки и ускорение трансформации НОАК в вооружённые силы мирового класса — стратегическое требование всестороннего строительства современного социалистического государства», — сказал Си на церемонии открытия XX съезда КПК.
Как это сделать? По товарищу Си, необходимо модернизировать подготовку военнослужащих и внедрить новые технологии в оборонной сфере. Для этого Пекин углубит реформу в области военного образования, модернизирует систему подготовки военнослужащих, военное право, укрепит вооружённые силы и внедрит новые технологии. При этом подчеркнул Си, армия всегда должна подчиняться партии.
А раньше эту задачу — модернизации армии — Китай сам себе ставил к 2030 году и после него. Но события ускорились невероятно, и КПК увеличивает военную мощь страны ускоренно. И при этом действительно не собирается оставлять в покое Тайвань. По словам Си, Китай готов вернуть остров силой, если тот решит окончательно отдалиться в пылу сепаратистских заблуждений. Несмотря даже на то, что власти США, например, неоднократно говорили, что готовы к военному ответу на возможное использование китайским руководством силы против Тайваня. И в этом всё фарисейство США: формально Вашингтон придерживается политики «одного Китая», но в Соединённых Штатах действует «Закон об отношениях с Тайванем», который предполагает оборонную помощь Тайбэю в случае внешней угрозы безопасности.
О чём это всё говорит? Да лишь о том, что если Китай получит современную военную мощь, то он реально станет первой державой планеты. Во всех смыслах. И гораздо раньше 2049 года, к 100-летию образования КНР.
Повторит ли КНР участь всех гегемонов, которые были до него? Трудно сказать. Но известный востоковед и врио директора Института Дальнего Востока РАН Алексей Маслов в интервью изданию «Украина.ру» однозначно сказал, что даже решения, принятые на ХХ съезде Компартии Китая в Пекине, бесспорно повлияют на расстановку сил в мировой политике. И всё будет зависеть от того, кого Китай будет обозначать своим основным соперником и в каком плане.
По мнению Маслова, если про США будет сказано, что «они являются просто политическим соперником, то это будет означать, что экономическое взаимодействие США и Китая продолжится». Потому что Китаю это выгодно.
С другой стороны, уверен Маслов, по поводу России вряд ли будет что-либо заявлено напрямую, но вероятнее всего прозвучит стандартная формулировка, что Китай за решение любых конфликтов только мирным путём. И в этом будет самая большая загадка.
Кроме того, уже ясно ещё одно неутешительное для Украины обстоятельство: Украине в этом трио делать нечего. И её президенту Владимиру Зеленскому — тоже.
Владимир Скачко