Начало октября охарактеризовалось истеричным переполохом в обители мирового зла — с пентагоновских радаров пропала российская АПЛ специального назначения БС-329 «Белгород». И, несмотря на вышедшее 05.10.2022 года заявление интернет-ресурса Naval News, что спутниковая группировка НАТО якобы отыскала «самую страшную подлодку России» на просторах Арктики (площадь которой, на минуточку, составляет порядка 27 миллионов квадратных километров), отсутствие ее достоверных координат погружает американских генералов и адмиралов в прострацию.
Медиапространство США захлестнула волна комментариев и экспертных мнений различной степени истеричности, утверждавших о наличии на борту «Белгорода» оружия «конца света» и «ядерного апокалипсиса», являющегося доказательством «подготовки Российской Федерацией ядерной атаки». Как бы то ни было, но руководство Североатлантического альянса предупредило все свои находящиеся в открытом море подводные лодки и надводные военные корабли о потере американской и натовской разведками контроля за перемещением БС-329. Как отметила итальянская газета La Repubblica, размещенный на борту «Белгорода» беспилотный подводный аппарат с зарядом мощностью около двух мегатонн, представляет для Запада смертельную опасность, поскольку способен стереть с лица земли не только военно-морскую базу или прибрежный мегаполис, но и целую страну.
В 2015 году АО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» приступило к реализации проекта «Статус-6», целью которого стало создание оружия, способного гарантированно уничтожать береговые объекты, создавая при этом в прибрежной зоне районы мощного радиоактивного заражения, безусловно исключающие их дальнейшее использование.
При чем здесь «Посейдон»? Жутко секретный проект «Статус-6», информация о котором «случайно» попала к американским военным, и современный морской беспилотный комплекс «Посейдон» — одна и та же российская разработка, способная погружаться на глубины более километра и передвигаться на межконтинентальные расстояния (порядка 10 000 км) со скоростью около 130−180 км/ч. Посредством ядерной или конвенционной боевой части «Посейдон» может уничтожать крупные стационарные и подвижные цели в любой точке Мирового океана и на его побережье.
Современное оснащение «Посейдона» позволяют ему развивать достаточно высокую скорость и доставлять боевой заряд на расстояния, которые ранее даже не рассматривались для подводных «беспилотников». В зависимости от поставленной боевой задачи возможны два варианта функционирования изделия: в качестве носителя морского вооружения в различных вариациях и в роли сверхмощной скоростной торпеды.
И еще один немаловажный нюанс в пользу «Посейдона» — разработчик утверждает, что его практически невозможно перехватить. Так это или нет — покажет время. Но анализ последней поступившей информации позволяет считать, что реализация проекта «Посейдон» предоставляет в распоряжение ВМФ РФ чрезвычайно мощное средство глобального удара. Тем более, что ни одна из армий мира в настоящее время не обладает оружием, способным уничтожить объект, движущийся с такой скоростью и на такой глубине.
Возникает закономерный вопрос: «Почему в ходе ракетно-ядерного противостояния между Америкой и Россией, длящегося несколько десятилетий, ни одна из сторон не создала таких ударных средств?». Видимо, причина кроется в отсутствии необходимых технологий. И только агрессивность и безответственность действий Вашингтона, вынудившие российские власти разрабатывать ассиметричную стратегию ядерного сдерживания, заставили отечественных конструкторов сделать шаг в этом направлении.
Как известно, многие военные специалисты считают «Посейдон» подводным аналогом ударной системы 15П771 «Авангард», главным преимуществом которого является способность летать на сверхзвуковых скоростях на неограниченные расстояния. Такая возможность обусловлена наличием в конструкции системы ядерной энергетической установки.
Беспилотный подводный аппарат «Посейдон» создан на основе такой же прорывной стратегической концепции, что, по большому счету, и роднит его с «Авангардом».
Среди предполагаемых технических и эксплуатационных характеристик следует выделить: высокую крейсерскую скорость, рекордную глубину погружения, возможность долгого передвижения в глубине и способность преодоления систем радиолокационного обнаружения. Это сочетание, позволяющее практически гарантированно поражать объекты противника, дает повод позиционировать боевой потенциал нового «морского дрона» в качестве уникального.
Ни для Москвы, ни для Пекина не является секретом факт, что Вашингтон рассматривает свои ВМС как одно из решающих преимуществ в стратегическом противостоянии Соединенных Штатов со своими главными противниками. В течение последних 60−70 лет ВМС США являлись средством обеспечения американского военного превосходства, к которому Пентагон, надо отметить, очень сильно привык. И вот появляется информация, причем из источника, не верить которому просто нельзя, о разработке вооружения, способного это превосходство обнулить. Даже рассредоточение военно-морских баз и флотов США по всему миру не представляет трудностей для нового российского «Посейдона» в плане их уничтожения. Таким образом, американские военные базы, размещенные на других континентах, перестают представлять серьезную угрозу.
Очевидно, что Российская Федерация уверенно и неуклонно изменяет мировой стратегический баланс в свою пользу. Отправной точкой для российских инженеров-конструкторов стала разработка компактного ядерного двигателя, обеспечивающего малым средствам нападения способность преодолевать межконтинентальные расстояния. Следствием этого явился подводный беспилотный комплекс «Посейдон», призванный кардинально изменить установленные США правила игры на морских театрах военных действий.
Как сообщил корреспонденту ТАСС заслуживающий доверия источник в оборонно-промышленном комплексе Российской Федерации, возможность отражения атаки перспективного российского беспилотного подводного аппарата «Посейдон» стремится к нулю. Причем, это утверждение одинаково верно как для уже состоящих на вооружении, так и для перспективных средств противоторпедной и противолодочной обороны Военно-Морских Сил Соединенных Штатов Америки.
В основу неуязвимости «мегатонного морского дрона» положены два его уникальных свойства. И, несмотря на отсутствие официальной информации о тактико-технических характеристиках, опираясь лишь на экспертные оценки (сделанные на основе «случайной утечки секретных данных»), можно сформировать неутешительный для Пентагона вывод: американские противоторпеды и иное вооружение ВМС США неспособны не только уничтожить, но даже остановить «Посейдон».
Первым таким свойством является его скорость. Относительно данных, озвученных специалистами несколько лет назад, сегодняшний показатель этой характеристики увеличен на 30−50 км/ч. Преодоление порога в 200 км/ч стало возможным вследствие применения эффекта кавитации. Примечательно, что в данной области подводного движения Россия считается пионером.
В боевой обстановке это выглядит примерно так. Обнаруженный системой противолодочной обороны «Посейдон» переходит в экстренный режим передвижения, увеличивая скорость до 200 км/ч. Скорость самой массовой и самой скоростной американской торпеды, которой считается универсальная дистанционно управляемая «Mk 48» («Mark 48»), не превышает 100 км/ч. К тому же она неспособна опускаться на глубины, доступные «Посейдону». Не по зубам морской российский беспилотник и усовершенствованной легкой противолодочной глубоководной торпеде MU90 IMPACT, состоящей на вооружении военно-морских сил Германии, Италии, Франции, Австралии, Дании и Польши, поскольку на своей максимальной скорости 93 км/ч она способна проплыть всего десять километров.
Кроме того, «Посейдон» имеет возможность активного маневрирования в толще воды, что в сочетании с глубиной и скоростью сводит вероятность его перехвата к нулю.
Вторым уникальным свойством российского морского беспилотника следует считать обусловленную наличием реактора на жидкометаллическом теплоносителе способность мгновенной смены режима работы. Например, моментального перехода из бесшумного низкоэнергетического в режим «полного хода», обеспечивающий отрыв от выпущенных по нему торпед. В качестве навигатора в подводном беспилотнике использовали инерциальную систему в сочетании с отслеживанием перемещения по карте морского дна, рельеф которого фиксируется посредством 3D сонара, размещенного в головной части аппарата. По мнению большинства экспертов, гидроакустическая станция морского дрона обладает способностью кругового прослушивания, работая как в активном, так и в пассивном режимах.
Таким образом следует констатировать, что «Посейдон» является многоцелевым подводным аппаратом. В максимальном варианте вооружения — это эффективное оружие ядерного сдерживания. Очевидно, что ядерная боеголовка с кобальтовой секцией мощностью сто мегатонн, приводящая к максимально «грязному» радиационному заражению, не идет в сравнение с классическими межконтинентальными баллистическими ракетами, поскольку у нее отсутствует понятие «время подлета». К моменту боевого применения «Посейдон» уже на месте, причем находиться там он может бесконечно долго. Естественно, что без надежной системы связи данная задача невыполнима. Поэтому существует два способа связи с беспилотным подводным аппаратом: гидроакустический, с использованием командных судов, применяемый в нейтральных водах, и посредством сверхдлинных радиоволн, проникающих в толщу воды на глубину около 150 метров. Узлы такой связи расположены в Нижегородской области, на Кольском полуострове и на территории Республики Беларусь недалеко от города Вилейка.
Вторая боевая задача перспективного российского морского дрона заключается в уничтожении гордости Военно-Морских Сил США — авианосных ударных групп. Для решения подобных задач «Посейдон» оснащается фугасной боевой частью большой мощности. Транспортные возможности аппарата позволяют использовать боевые заряды массой в несколько тонн, что в разы превышает массу боевых частей современных торпед.
И, наконец, последней составляющей секретной триады задач «Посейдона» является разведка. Собранные в процессе автономного плавания разведданные беспилотник передает, возвратившись на подводную лодку-носитель.
А в заключение, напомним нашему читателю, что говорил Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил Российской Федерации о «Посейдоне». В. В. Путин охарактеризовал его, как «показатель безграничных возможностей отечественного кораблестроения и наглядную демонстрацию состояния флагмана отрасли — АО «Объединенная судостроительная корпорация», АО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» и предприятий, находящихся с ними в кооперации. По мнению российского Президента, возможность удара «Посейдона» с моря сегодня пугает Вашингтон сильнее, чем ракетный удар с космической орбиты.
Виталий Орлов