Немецкие пенсионеры в растерянности, потому что они совершенно не понимают, как дожить, хотя бы до Нового года, пишет немецкая газета Junge Welt. А причина проста, денег нет: цены на газ и электричество взлетели, пока пенсия у многих – всего 500 евро.
Что, кстати, согласитесь, крайне интересно расходится с мнением, которое все эти годы навязывали россиянам, что мол в Европе и уже точно в Германии все пожилые люди могут позволить себе яхту, Теслу, личный замок и, конечно, бочку баварского.
Но вот заявляет фрау Николь Линднер, цитата: «Мне страшно. Я до сих пор не решилась включить отопление. Особенно я боюсь того, что многие люди от холода начнут что-нибудь жечь в своих квартирах. Я также не исключаю, что люди будут замерзать в своих квартирах. В общем, я с ужасом жду ближайших месяцев».
А еще 22 сентября Bloomberg опубликовал сенсационный материал о том, что крупнейший европейский автопроизводитель, а это куча брендов, вы может быть, просто об этом не знали – Volkswagen – разрабатывает масштабный план переноса производств из Германии.
И хотя поначалу концерн заявил, что, мол, он хочет перенести свои цеха просто поближе к СПГ терминалам, то есть внутри Евросоюза, только в сторону южных границ ЕС и побережью – тут как раз очень удачно крякнули «Северные потоки». Причем к расследованию уже подключились Великобритания и США, а значит, виноватым будет либо кот Скрипалей, либо Путин, но скорее всего оба.
А ведь, между тем, уход европейского бизнеса ясно понятно подкинет дров в костер социальной напряженности. Один лишь Volkswagen дает работу почти 300 тыс. человек. Плюс, есть смежные, разумеется, отрасли.
Плюс, когда не получают денег столько людей – кранты приходят уже и за всякими ресторанами, пекарнями и другими мелкими и очень конторами развлечений и досуга, потому что явно жителям ЕС будет и без того весело, что не соскучишься.
Итак, активность в производственном секторе Германии снизилась до двухлетнего минимума. Главная, вот же сюрприз-то какой, причина — высокие цены на энергию, которые толкают цену продукции вверх.
К тому же , мощным ударом для первой экономики Европы оказалось сентябрьское прекращение поставок российского газа по газопроводу «Северный поток 1», спровоцировавшее новый виток цен. Ну, а потом, вы сами знаете, «потоков» просто не стало.
И ничуть не лучше дела в соседней Франции, второй экономике ЕС -журналы новых заказов в Пятой Республике в первый осенний месяц тоже сократились.
А также, почти треть французской экономики жалуется на снижение заказов. Клиенты, как и в ФРГ, объясняют свою деловую пассивность ростом цен. Больше всего страдают автопроизводители – ну, об этом мы уже сказали.
А вот о чем надо уточнить, что все сказки на ночь про полные газохранилища они в пользу бедных, потому что именно лютое сокращение промышленного производства и дает эффект якобы накопления запасов.
Вот только европейский бизнес, в отличие от европейских политиков, не мыслит категориями «день простоять да ночь продержаться» и уже сейчас принимает болезненные, но неизбежные решения.
Таким образом, Штаты станут – уже стали – главными выгодоприобретателями энергетического кризиса в Европе. Переезжающий бизнес создаст десятки тысяч новых рабочих мест, замедлив падение промпроизводства и инфляцию в самих США.
Что дает нам еще один повод подумать, как долго Вашингтон будет поддерживать бардак в Евразии? И ответ очевиден: пока он будет потрошить ЕС, то есть, как можно дольше.
Так что это далеко не конец истории.