Одна из новинок ВПК Северной Кореи — комплекс KN-25. Этот монстр запускает 600 мм ракеты на расстояние до 600 км. Ракета весит свыше 3000 кг. Фото ЦТАК
Первый крупный конфликт в новом тысячелетии, с использованием практически всей номенклатуры современного вооружения, кроме оружия массового поражения, вновь вернул в военные хроники залповую работу современных «катюш». Больше того, реактивные системы залпового огня становятся главным огневым средством, палочкой-выручалочкой сухопутных войск и даже предметом культа отдельных чувствительных наблюдателей за ходом военных действий, и конечно же, пропагандистов. Именно пропагандистские и маркетинговые цели заставляют относится к любым рейтингам, особенно неприятельским, с осторожностью. Но смысл ознакомиться с ними есть. В начале октября комментаторы форума американского портала профессиональных военных «Милитари Дефенс» предложили свой реестр систем залпового огня, уже принятых на вооружение в составе как минимум нескольких дивизионов. Дополнительным бонусом для них считались успехи на поле боя, но в целом, оценивались известные тактико-технические данные и интеллектуальные возможности этого заслуженного и страшного оружия. Этот рейтинг немного удивляет. Удивляет прежде всего тем, что в первой пятёрке четыре системы из стран, полностью, или большей своей частью расположенных в Азии. Ну и конечно ослабевшие позиции «пионеров» систем залпового огня — россиян — тоже немного разочаровывают. Но тут нельзя исключать элемент пропаганды и нужно относится к мнению чуждых и даже враждебных нам комментаторов с достаточной долей скепсиса. Материал получается довольно объемным, поэтому разобьём его на две части. Благо тема интересная и несёт в себе некоторую ломку привычных стереотипов. Итак, начнём.
Испытания пакистанского ФАТХ-1 в пустынных условиях. Фото АРР
На пятом месте совершенно неожиданно оказались представители загадочного с точки зрения военной индустрии Пакистана. Там оказывается тоже активно работают над реактивными системами, и, как отмечают комментаторы, достигли в этом серьёзных успехов. Думаю, после неожиданного успеха Ирана с развитием беспилотных аппаратов, такую ситуацию вполне можно допустить. Тем более у страны нет таких диких санкций, как у иранских соседей. Итак, речь идёт о РСЗО Fatah-1, первой самостоятельной разработке (не без помощи китайских товарищей), Пакистана в данной области.
Конструкторский коллектив и пакистанские военные на фоне своего детища. Фото АРР
Их новая ракета Фатх-1 мод.2 прошла государственные испытания в конце 2020 года и уже год как стоит на вооружении. Американские эксперты находят её возможности примерно равными ранним модификациям хорошо знакомых нам нам ракет американского семейства MRLS. Но честно признают, что высокоточные снаряды «Фатх», управляемые по GPS и инерциальным способом, летят дальше ракет системы HIMARS, хотя и не обладают такой ювелирной точностью. Семиметровая ракета калибром в 400 мм способна поражать цели на расстоянии до 140 км, попадая при этом в круг диаметром до 30 метров. Ракеты летят со скоростью свыше 5 Мах. В этом аспекте пакистанцы наконец обогнали своего главного врага — Индию. Индийская система РСЗО Pinaka имеет высокоточные снаряды, способные лететь лишь на 65-70 км, и сейчас индийские специалисты спешно ищут ответ на новую пакистанскую угрозу.
Комплексы KN-09 на параде в честь Освобождения Кореи от японцев. Американская разведка утверждает, что россияне либо пытаются, либо уже купили ракетные системы производства КНДР. Фото ЦТАК
Четвертое место плотно застолбили представители Северной Кореи, хотя по большинству параметров, заявляемых самими корейцами, здесь они должны лидировать с большим отрывом. В рейтинге фигурируют сразу две системы, одну из которых можно отнести скорее к оперативным тактическим установкам. Но мы о РСЗО. К тактико-техническим данным ударного хита северокорейского ВПК, реактивной системе KN-09, часто прибавляют слова вероятно и возможно. С одной стороны, данные объективного контроля частично подтверждают некоторые показатели. С другой, северокорейцы всегда были мастерами разных манипуляций, с целью завысить или скрыть истинные возможности своего оружия. Премьера KN-09 была приурочена к совместным учениям наземных войск их южных земляков и Армии США летом 2014 года. Южнокорейцы и до этого фиксировали испытания необыкновенно дальнобойной системы у соседей, но тут ракетчики Ына, в его, кстати, присутствии, устроили первоклассный учебный салют, которыми славятся представители этого рода войск северян. Салют из 300-мм ракет, весом каждая свыше 800 кг. Это, в целом совпадает с данными нашего «Смерча», прямым потомком которого корейская установка и является. Но РЛС южан подтвердили расстояние падения шести пакетов в 150, 160 и 180 км от места пуска. Согласно данным южан, максимальный радиус действия ракеты составляет до 200 км. Тогда это считалось официальным мировым рекордом дальности стрельбы классической РСЗО. В 2016 году государственное информационное агенство ЦТАК сообщило о высокоточных снарядах для KN-09, направляемых по российской навигационной системе ГЛОНАСС, или китайской BeiDou. Это сообщение также подтверждено технической службой южнокорейской военной разведки NIS.
Если всё это правда, то у корейцев в руках сейчас имеется высокоточный инструмент, способный направлять огромные ракеты, с боевой частью более 150 кг, на расстояние до 200 км, да ещё и залпом. Пакет KN-09 состоит из двух блоков направляющих, где расположены по четыре ракеты. Пусковые блоки располагаются на полноприводном китайском колёсном транспортёре с бронированной кабиной. Подтвержденное время подготовки ракеты к пуску составляет 360 секунд. И если там так действительно всё круто, то нашим снабженцам и вправду стоило бы присмотреться к этим адским машинкам. Но повторимся, северяне реально часто занимаются приписками в таких делах и надежнее было бы развивать свои «Смерчи», раз уж РСЗО снова в моде.