Энергетический кризис предсказуемо ударил по голландскому тепличному хозяйству: площадь теплиц в Нидерландах превышает 10 тыс. га, что позволяет королевству быть вторым по величине экспортёром продуктов питания (после США) и цветов в мире.
Для обогрева теплиц ежегодно расходовалось порядка 3 млрд м3 газа или 8,2% от общего потребления газа в стране. На газ приходилась треть себестоимости тепличных культур. А с начала 2022 года цена на газ на спотовом рынке выросла в 5 раз, расходы на электроэнергию увеличились в 4 раза.
Как итог – тепличные хозяйства начали экономить на освещении, сокращая продолжительность светового дня, что снижает урожайность. Компания Lans из Маасдейка пока сократила производство на 10%.
Есть проблемы и у производителей овощей открытого грунта, которые занимались производством овощных консервов. Голландская компания HAK – один из европейских гигантов по выпуску консервированных овощей и фруктов – объявила о планах приостановить свою работу на 6 недель с января. В самое холодное время года основные производственные линии по выпуску консервации работать не будут.
Причина приостановки производства та же, что и у тепличных хозяйств: за год для HAK подорожал в 10 раз, вместе с ним дороже стала стеклянная тара. Как итог – менеджеры предприятия просто не понимают по какой цене им отгружать продукции, чтобы не нарастить убытки.
О дефиците овощей пока речи не идёт: компания забила склады продукцией, а вот цены – если на энергорынке ничего не изменится – придётся поднять по всем направлениям на 30%. А перспектив снижения стоимости газа нет и пока не предвидится. К слову, стратегическую долю в HAK в прошлом году купила российская KDV Group, принадлежащая живущему в Австралии Денису Штангелову, о котором страна узнала после пожара в кемеровской «Зимней вишне». Покупая HAK Штангелов планировал успешно выйти на западноевропейский рынок пищевой продукции.
Остаётся лишь посочувствовать голландским рабочим и поздравить Штангелова с успешными инвестициями в нидерландский АПК, чьи проблемы только начинаются. Впрочем, никуда HAK не денется – Штангелов наверняка поможет компании за счёт доходов от своих российских активов.