Фото: kursiv.kz
Как и следовало ожидать, недавняя поездка президента Казахстана в Сочи едва ли могла повлиять на недружественные действия по отношению к России, означающие дальнейшую экономическую и политическую утрату и без того эфемерного суверенитета.
Дабы не попасть под антироссийские санкции, власти республики консультируются с администрацией Байдена и с Европейской комиссией, сообщил в кулуарах Съезда лидеров мировых и традиционных религий вице-премьер, министр иностранных дел Мухтар Тлеуберди: «Казахстан не попадает под вторичные санкции. У нас создана правительственная рабочая группа по недопущению негативного влияния антироссийских санкций на нашу экономику, в том числе по недопущению вторичных санкций. Рабочая группа успешно работает, ведутся регулярные консультации с европейской комиссией и с администрацией США».
Таким образом, можно говорить о де-факто переводе торговли с Россией под санкционный контроль Белого Дома, и теперь любая сделка не может состояться без одобрения «вашингтонского обкома». Цель политики США в Центральной Азии должна заключаться в «разъединении экономик» стран региона с российской, откровенно заявила на слушаниях в комитете по иностранных делам Палаты представителей американского Конгресса Заместитель помощника директора нежелательного в России USAID (одно из подразделений Госдепартамента) Анджали Каур. По её словам, в настоящее время работает над укреплением взаимосвязанности экономик стран региона, а также над стимулированием экономического роста и совместных действий в борьбе с изменением климата: «Все эти приоритеты мы считаем критически важными для того, чтобы в конечном счете разъединить экономики стран Центральной Азии с российской экономикой, и это должно быть нашей целью».
Помимо Афганистана (в рамках проекта «Большой Центральной Азии» Фредерика Старра), ещё одно приоритетное направление в этой логике – транспортировка добываемых зарубежными консорциумами на западе Казахстана энергоресурсов в обход российской территории по каспийско-кавказско-турецкому маршруту. Как сообщил нефтегазовый аналитик по проектам западного региона Казахстана Артур Шахназарян, 6-7 сентября Казахстан договорился с Турцией, Азербайджаном и «British Petroleum» отгрузить по нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан несколько миллионов тонн нефти до конца 2022 года: «Предстоит провести нефть через БТД – договорились порциями по 1,5 млн. тонн в месяц. До конца года договорились на 4 млн. тонн». Договорённости достигнуты при участии американских Chevron и ExxonMobil – ведущих добытчиков нефти в Казахстане и Азербайджане и, что интересно – без формализации в виде юридически обязывающего документа.
Немногим ранее в столице Казахстана побывали конгрессмены Джимми Панетта и Том Суоцци, принятые 1 сентября главой государства. «Спасибо, господин президент Касым-Жомарт Токаев, за продуктивное обсуждение отношений между США и Казахстаном с конгрессменами Джимми Панетта и Томом Суоцци», – написали визитёры в Twitter. В ходе 4-дневной поездки состоялись переговоры (или раздача инструкций?) также с главами сената Мауленом Ашимбаевым и нижней палаты парламента Ерланом Кошановым и с вице-премьером – главой МИД Казахстана тем самым Мухтаром Тлеуберди, заявляющем о выстраивании «нового этапа» отношений с Америкой: «Основой взаимовыгодного сотрудничества по вопросам политики и безопасности, торговли и инвестиций являются регулярные встречи высокого уровня в рамках Комиссии по расширенному стратегическому партнерству». Кроме того, по словам главы казахстанской дипломатии, в настоящее время идет переформатирование также и казахстанско-британских отношений (и действительно, в октябре Казахстан должен посетить глава МИ-6, а потом и небезызвестная Лиз Трасс). В заявлении для СМИ от 5 сентября представитель МИД РК Айбек Смадияров сообщил о подтверждённой приверженности Казахстана «укреплению расширенного стратегического партнерства с США; отмечены роль американского капитала в числе ведущих инвесторов нашей экономики и активное развитие сотрудничества в различных отраслях экономики в рамках политики Казахстана по экономической диверсификации».
Схожие нюансы переговоров изложены в официальном сообщении М. Ашимбаева: «За 30 лет дипломатических отношений Казахстаном и США успешно реализованы совместные проекты и программы двустороннего сотрудничества в различных сферах. Спикер Сената отметил, что Парламент Казахстана заинтересован в укреплении сотрудничества с Конгрессом США в предстоящий период. Маулен Ашимбаев проинформировал конгрессменов о реформах, проводимых в Казахстане по инициативе Президента Касым-Жомарта Токаева, отметив стратегический характер проводимых преобразований».
Эти пассажи вполне иллюстрируются торговой статистикой, согласно последним данным которой, экспорт из Казахстана в США по итогам I полугодия 2022 года вырос почти вдвое. Это означает, что поставки в Соединенные Штаты в январе – июне превысили 730 млн. долл., что на 98% больше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Наибольший объём в экспортном ассортименте занимают сырые нефть и нефтепродукты, ферросплавы, серный колчедан, жёлтый фосфор, феррохром и трубы из чёрных металлов.
Что же касается импорта из-за океана, то он вырос на 10,4% и достиг 641,2 млн. долл. В Казахстан поставлялись легковые и грузовые автомобили, лекарства, иммунологические препараты, медицинское оборудование, воздушные насосы, мясо птицы, автомобильные двигатели, электрогенераторные установки (около 80% всего объема импорта).
Напомним, ещё в марте текущего года состоялись онлайн консультации Казахстана и США по вопросам влияния антироссийских санкций на двусторонние отношения. Согласно официальной информации властей Казахстана: «Американская сторона проинформировала о недавно введенных санкциях США против России и об особенностях новых санкционных ограничений в торгово-экономической, банковско-финансовой и энергетической сферах. Казахстанским участникам были представлены разъяснения по различным направлениям сотрудничества с партнерами в условиях санкционного режима». По итогам мероприятия стороны «договорились продолжить консультации во избежание непреднамеренных последствий санкционной политики США для казахстанской экономики».
Можно предположить, что речь шла о влиянии на Казахстан американских санкций не только против России, но также и против Кубы: по имеющейся информации, казахстанская делегация долгое время возражала против получения островом Свободы в конце 2020 г. статуса наблюдателя в ЕАЭС.
Всё это и многое другое, о чём мы писали ранее, не позволяет относиться к заявлению М. Тлеуберди, с которого мы начали наш материал, как к некоей неожиданности. Разумеется, так называемые «консультации» с Вашингтоном и Брюсселем по факту ставят под большой вопрос дальнейшее участие Казахстана в евразийских интеграционных объединениях. Не исключено, что западные партнёры готовы идти далее, провоцируя уже и напряжённость по линии наиболее протяжённой в Евразии российско-казахстанской границы. А как иначе интерпретировать заявление Тлеуберди о том, что граница Казахстана и России «единственная [для РК], где не завершена демаркация», да ещё и сделанное на фоне событий на армяно-азербайджанской, киргизско-таджикской и российско-украинской границах?
Разумеется, следование западным санкциям не только отразится негативно на внешнеторговом балансе республики (включая продовольственную и многие другие виды безопасности), но и прямо поставит под вопрос будущее государства как такового. Однако когда и на какой территории местных коллаборантов, адептов разрушительного прозападного курса заботили такие досадные мелочи…
Алексей Балиев