Европейцы обещали к концу года отказаться от нашей нефти. Свои обещания надо выполнять. Но у них, похоже, возникли проблемы.
Чтобы отказаться от нашей, нужно договориться о поставках какой-то другой. Байден пытался. Летал с канистрой по белу свету. В том числе просил и за Европу. Ведь публично он обещал найти замену нашей нефти для европейцев, когда уговаривал ЕС ввести санкции против России.
Но у меня закрадывается подозрение, что летал он исключительно для галочки — создать видимость, что он пытается решить проблему. Специалисты в нефтяной отрасли первыми наверное догадались.
Увеличить добычу — это не кран повернуть
Добычу нельзя увеличить по щелчку пальцев. Особенно на такие большие объемы, как у России. Мы на данный момент добываем чуть больше 10 млн. баррелей в сутки. И не просто добываем, а ещё как-то доставляем.
Например, нефтепровод «Дружба» мы строили 4 года. Он включает в себя 8900 км. трубопроводов и 46 насосных станций. А прежде чем подобное построить, ещё долго думают, считают и прикидывают, строить ли вообще. Приведу ещё пример: нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан», протяженностью 4740 км. Идея его строительства появилась в 70-ых годах. С 2001 по 2004 обсуждали детали и нюансы проекта. А первую очередь проекта запустили лишь в 2009, на полную мощность к 2015 г.
Впрочем, есть более популярный способ доставки нефти — нефтяными танкерами. Сроки их строительства меньше — около двух лет. Но кроме танкеров нужно ещё построить инфраструктуру — от месторождения до порта. Например, это могут быть железные дороги, цистерны и т.д. Или опять же какой-то нефтепровод до порта, где загрузится этот танкер.
Скважины тоже ещё нужно пробурить. А также создать условия для рабочих, которые будут добывать нефть на новых месторождениях. Т.е. нужно построить для них полноценный населённый пункт со школами и садиками для их детей, магазинами, парикмахерскими и т.д. Подвести туда дороги, электричество, построить, возможно, электростанцию.
Неудивительно, что например Саудовская Аравия сделала заявление, что нарастит добычу с 12 до 13 млн. баррелей лишь к 2027 году. Ведь для этого нужно проделать много работы. Это не просто кран покрутил, чтобы лилось больше и быстрее. А Россия из 10 млн. баррелей экспортирует 7,4 млн. Остальными баррелями мы заправляемся сами.
Т.е. отказаться от нашей нефти на практике означает найти где-то 7,4 млн. баррелей. А лучше больше — потому что Западу интересно снижение цен на нефть со 100 долларов до 50. Т.е. нефти должно стать ещё больше. Значит на рынке вместо России должны откуда-то волшебным образом появиться 7, а лучше 10 млн. баррелей. И уже к концу года. Фантастика!
Кто и на сколько может увеличить добычу?
Саудиты только к 2027 году сподобятся поставить на рынок всего-лишь один новый миллион баррелей. Где взять остальные? Да и нужны все 7 млн. баррелей на замену российским уже в этом году. В шестом пакете сказано, что санкции вступают в силу через полгода, считая с 3 июня.
Некоторые, возможно, с беспокойством вспомнят про Иран — с ним ведутся переговоры о снятии санкций взамен на отказ от ядерной программы. Не факт, что договорятся, но допустим гипотетически.
До санкций Иран добывал меньше, чем мы — 3,8 млн. баррелей в сутки. 1 млн. потреблял сам, 2,8 экспортировал. После выхода США из ядерной сделки Иран сократил добычу до 2 млн. баррелей, а экспорт до 500 тыс.
Нарастить обратно тоже потребует времени и в сделке сказано, что Ирану в случае отмены санкций и согласия на сделку разрешается поставлять 2,5 млн. баррелей в сутки. Этого тоже недостаточно.
Зачем нам оставлять Европу без нефти?
Выходит, иранцы и саудиты могут заместить наши объемы лишь на 50%, да и то не скоро. Да и не факт. Ведь обе эти страны выражают интерес вступить в БРИКС, а эта занимательная организация, похоже, решила делать всё возможное, чтобы лишить США гегемонии, отобрав у Штатов влияние в Европе через масштабный энергокризис, который сметёт своей мощной волной американских марионеток с властных кресел.
Страны БРИКС недовольны тем, что США тянут одеяло на себя. И выступают за многополярный мир, который возможен в случае ослабления гегемона, в т.ч. путём потери своего влияния в Европе.
Даже если бы это было не так, Россию на нефтяном рынке не заменить — только частично, да и то лишь к концу этого десятилетия. Это ведь сколько всего нужно построить, а строится подобное годами. А потому европейцы и не собирались отказываться от нашей нефти, а планировали покупать её через посредников обходными путями. Но Россия и другие страны, кто «в теме», похоже решили, что Европе нужно сдержать слово.
Раз сказала, что отказывается, то никаких серых схем. Для достижения Россией цели оторвать Европу от США, есть два варианта действий. Оба этих варианта подразумевали сотрудничество с нашими коллегами по добыче. Неспроста перед тем, как всё это началось — СВО, пакеты санкций и т.д., Путин и Лавров летали проводить важные встречи. С ответным визитом прилетали и к нам. Например лидер Ирана Раиси сам прилетал в РФ и даже выступал в Госдуме в январе, за месяц до СВО.
Оторвать Европу от США, не слишком страдая самим
Далее первый возможный сценарий действий — это просто резко остановить добычу. Закрыть скважины себе в убыток. Но это плохой способ. Ведь мы это всё затеяли для того, чтобы в Европе к власти пришли адекватные политики, с которыми можно договориться.
Затем мы могли бы продолжить поставки, чтобы после отмены санкций получить от Европы всё, что нам нужно для восстановления промышленности — технологии, станки и т.д. Для этого нужно что-то продать взамен, т.е. наладить взаимовыгодное сотрудничество. А уж потом постепенно сокращать добычу, развивая переработку и продажу готовых товаров с высокой добавленной стоимостью, а не сырья.
Закрытые скважины нельзя просто взять и открыть снова. Это не кран на кухне. Опять же, специалисты в нефтяной отрасли, знают, о чём речь.
Есть вариант лучше. Он не оставит нас на это время без доходов от нефти, хоть и несколько снизит их. Нужно временно направить свою нефть в другие регионы, подальше от Европы. А чтобы такие объемы купили, предложить хорошие скидки. Похоже, Россия пошла по второму сценарию. Кроме Индии и Китая стали фигурировать другие страны Азии. Например, недавно Индонезия сообщила, что Россия предлагает ей нефть на 30% дешевле рыночных цен. Это заманчивое предложение.
Такая скидка это в краткосрочной перспективе для нас считай что убыток. Или недополученная прибыль, кому как удобнее это называть. Впрочем, это гораздо выгоднее, чем просто закрыть скважины и соревноваться с европейцами в выносливости и лишениях судьбы.
Почему это план, а не действия от безысходности
Что интересно в этой истории — сейчас дисконт на нашу нефть составляет 20 долларов, т.е. 20%, а не 30%. Получается, Россия решила повысить ставки и пойти ва банк. Можно ведь было торговать с Европой через посредников, продавая посреднику со скидкой в 20%, а Европа покупала бы за полную цену. Из этих 20% посредник по негласной договоренности переводил бы нам часть этой суммы. Про эту схему ещё весной писал Реалист. Так что в итоге реальная скидка составляет процентов десять.
Но вместо этого мы идём ва банк и предлагаем Азии купить нашу нефть напрямую со скидкой в 30%. Это нам явно менее выгодно, но зато такая щедрая скидка мало кого в условиях дефицита нефти на рынке оставит равнодушными. Что позволит оставить Европу без топлива. При этом не придётся закрывать скважины себе в убыток и сидеть вообще без денег.
Пускай в краткосрочной перспективе мы заработаем меньше, зато в среднесрочной сорвём банк — оторвём от США Европу, в которой без топлива начнутся забастовки. включая уже традиционные забастовки фермеров, которым тоже надо чем-то заправлять трактора. Тогда не будет абсолютно никаких шансов, что американские марионетки там продержатся у власти, когда люди лишатся своих базовых потребностей.
В итоге я хочу сказать, что с финансовой точки зрения поступок наших властей никак не объясним. Байдену не налили, он везде уехал с пустой канистрой. А просил он нефти не только за себя, но ещё за европейцев. Да и нарастить добычу в других странах — дело долгое. Значит Запад и не планировал на самом деле отказываться от российской нефти. Тогда нет причин искать покупателей где-то далеко и предлагать им такие скидки.
Если только не предположить, что мы играем по-крупному и такая мелочь, как скидки на нефть, хотя это миллиарды долларов, нам не так интересны, как оторвать Европу от США и получить гораздо больше, но чуть позже — отмену европейских санкций и бурное развитие страны.
А продавая в обход санкций нефть европейцам, мы бы только получили возможность покупать кроссовки и телефоны через параллельный импорт, имея на это валюту в достаточном количестве, но ничего бы принципиально в стране не изменилось. А сердце требует перемен.
P.S.
Взгляните на этот чудный график. Это рекордное с 1985 года снижение запасов нефти в хранилищах США. Этот график лучше тысячи слов. Он показывает, что план работает. США даже себе найти нефть не могут, не то, что европейцам. Значит нет у них шансов удержать власть в Европе.