По данным Вашингтонского института, Россия приобрела у Ирана порядка 200 разведывательно-ударных дронов Шахед-129. Сейчас происходит обучение операторов. Фото Military Key
Вашингтонский институт ближневосточной политики является одним из крупных аналитических центров, занятых мониторингом военно-политических проблем на Ближнем Востоке. По сути, частной разведслужбой, работающей в интересах государства. Заведение занимает яркую произраильскую позицию, поэтому к многим оценкам следует относиться с осторожностью. Но нельзя отрицать, что у этого учреждения большие связи в разведсообществах Ближнего Востока и в стане главного израильского противника в регионе — Ирана. В том числе и среди недовольной иранской элиты (а есть и такая). На днях увидел свет большой доклад, где были освещены не только сделка России с Ираном по беспилотным аппаратам, но и другие аспекты сотрудничества между двумя странами. По мнению Моссада, тезисы которого часто цитируют аналитики Вашингтонского института, оно, сотрудничество, выходит на новый уровень. Это, в принципе и так понятно, но есть много интересных подробностей о сделке по БПЛА, той самой, что сейчас сильно интересует отечественного читателя.
В западном мире институт считает одной из ведущих контор по анализу ситуации на Ближнем Востоке.В его составе ядро сотрудников, имеющих докторскую степень в области политологии и признанные военные эксперты.
Любопытно, что основная часть группировки беспилотных аппаратов, которые якобы собирается поставить нам Иран, оплачиваются в счёт атомной энергетики. Как известно, Россия построила в Иране атомную электростанцию «Бушер» (введена в эксплуатацию в 2010 году), самую первую и мощную АЭС на Ближнем Востоке. Она помогла Ирану самостоятельно обеспечить энергией собственную промышленность. Ещё по двум блокам АЭС «Бушер» ведутся строительные и проектные работы и финансовые переговоры. И иранцы, по мнению Вашингтонского института, остались нам серьезно должны. Сделка получается вроде как довольно выгодной. Россия избавляется от относительно мутного долгового актива, иранцы от не самого приятного долга. Иранские дроны, при неплохом боевом опыте и результативности, стоят даже дешевле китайских аналогов. Про китайские боевые БПЛА, несмотря на наличие значительного количества в горячих точках (к примеру Wing Loong «Птеродактилей»в Йемене), вообще ничего не слышно. А иранские дроны типа «Шахед», по упоминаниям в военных изданиях, отстают только от до небес распиаренного «Байрактара», что тоже своего рода важный показатель.
Американцы считают, что для России это скорее всего разовая акция, и она, цитата : «Сама хочет стать мировым производителем БПЛА». Сейчас у нас спешно готовят несколько производственных линий в разных городах и занимаются экстренным развитием завода беспилотников «Орион» фирмы Кронштадт в Дубне. Сильно сдерживают производственные процессы нынешние санкции, но российские эмиссары через серый импорт, различные фирмы-прокладки и по коррупционным схемам ищут замену импортным комплектующим, параллельно пытаясь по-настоящему запустить импортозамещение. В целом, аналитики из Вашингтона и Тель-Авива называют закупку иранских дронов «очень ловким ходом, который поможет выиграть время, пока не появятся в массовых количествах настоящие беспилотники Кремля».
Помимо этого, с ссылкой на разведку Израиля, институт выложил список дронов, по поводу которых стороны уже достигли договорённости. Почти о всех о них мы уже писали в нескольких материалах. Ссылки на них приведены в тексте, и поэтому опишем дроны кратко. Флагманское изделие и самый дорогой в списке приобретений, по мнению Вашингтонского института, это Шахед-129:
Ударно-разведывательный дрон. Дальность 2000 км, способность к нахождению в воздухе 24 часа, 400 кг полезной нагрузки, способность нести до 8 управляемых бомб разного назначения, Аппарат класса турецкого «Байрактара», американского «Рипера», российского «Ориона».
Средний разведывательно-ударный дрон «Мохаджер-6» — аналог российского «Форпоста» и израильского «Искателя». Он способен нести до 40 кг полезной нагрузки или две миниатюрные корректируемые бомбы «Садид», его дальность 200 км.
Помимо ударных дронов, якобы были приобретены высокоточные барражирующие боеприпасы Шахед-131136 (дальность до 1500 км, 40 кг боевая часть), разведывательные дроны «120-й» серии Шахед и многоцелевые дроны «Абабиль», способные вести разведку, лазерное целеуказание, наносить удары (Абабиль-3, миниатюрные противотанковые и фугасные бомбы) и выступать в роли БПЛА-камикадзе, в зависимости от комплектации. Что касается возможного обмена на российскую технику, вашингтонские аналитики сомневаются, что очень дорогой Су-35 пойдет в счёт военного бартера, как бы очень хотелось иранцам. Сделка будет покрыта взаимозачётами по атомной энергетике и «живыми» деньгами, причем без участия западных валют. По мнению экспертов, Иранские инструкторы подготовили до 200 российских операторов в ходе двухнедельных курсов. Первое время вместе с беспилотниками и управляющими станциями в России будут работать технические специалисты из Ирана. Автор доклада отмечает, что для Ирана это не просто коммерческая сделка. Его политическое и духовное руководство называет действия России превентивной мерой, отвечающей интересам безопасности Исламской Республики.
Эксперты отмечают, что решение о продаже боевых БПЛА для руководства Ирана не только коммерческое но и политическое. Скорее всего оно вызовет новый виток санкций и окончательный срыв ядерной сделке. Фото агентства ИРНА
Следует помнить, что все такие аналитические выкладки и доклады частных, да и любых разведок — это вещь в себе. И их публикация может содержать элементы разведигры и использоваться для введения в заблуждение. Но здесь информация похожа не более ли менее вменяемый анализ. А верить ему или нет, это личное дело каждого.