Участники рынка сырой нефти сосредоточили свое внимание на способности Ирана увеличить экспорт нефти, что вызвано появлением информации о прогрессе в переговорах по возобновлению ядерного соглашения 2015 года.
Лидеры Тегерана и Вашингтона внимательно изучают текст соглашения, предложенный посредником ЕС Жозепом Боррелем, договор, который может позволить Ирану вернуться на мировые рынки нефти. В период ограниченных поставок и высоких цен иранские баррели будут приветствоваться большинством потребителей. Результат остается неопределенным, поскольку слухи о сближении то разрастаются, то затихают на протяжении нескольких месяцев. Однако, если этот вопрос будет решен, Energy Intelligence видит потенциал для быстрого увеличения производства и экспорта нефти, как это произошло в 2016 году, когда страна удивила большинство аналитиков своим стремительным подъемом.
Согласно сценарию «Прорыв» исследовательское и консультационное подразделение Energy Intelligence считает, что добыча в Иране вырастет до 2,95 млн баррелей в день в декабре, а затем медленно увеличится до 3,7 млн баррелей в день к июню следующего года, при условии, что сделка была бы заключена заключена в августе. При таком сценарии экспорт вырастет до 1,25-2 млн баррелей в день, соответственно.
При реализации этого сценария Иран столкнется с определенными техническими ограничениями. Основным фактором, сдерживающим экспорт в этом случае, будет время, которое потребуется США для проверки соблюдения Ираном ядерного законодательства, а Тегерану – для подтверждения обещаний Вашингтона обеспечить свободный поток нефти. Этот процесс проверки повлияет на то, будут ли покупатели по-прежнему опасаться рисков от санкций США, не связанных с так называемым Совместным всеобъемлющим планом действий – ядерной сделкой (JCPOA), и будут ли банки готовы восстановить платежные каналы.
Если санкции США вне рамок JCPOA создадут беспорядок и неопределенность на рынке иранской нефти, рост добычи может быть более скромным, по оценкам Energy Intelligence. Согласно сценарию «Медленное развитие», к концу года добыча в Иране вырастет до 2,74 млн баррелей в день, а экспорт – до 1,04 млн баррелей в день – с 2,62 млн баррелей в день и более низкого августовского уровня экспорта в 920 000 баррелей в день.
В случае провала переговоров, сценарий «Без сделки» прогнозирует снижение экспорта, предполагая, что репрессии со стороны США приведут к еще более жесткой санкционной кампании. В этом случае стране будет сложнее продавать свою нефть, и ее нефтяная промышленность задохнется. Даже продажи в Китай могут сократиться, если покупатели станут более осторожными, и это лишит Иран единственного реального покупателя. При таком сценарии иранский экспорт может упасть до 500 000 баррелей в день, как это произошло в 2019 году после выхода администрации Трампа из JCPOA (в 2018 году). При сценарии «нет сделки» производство нефти в Иране, скорее всего, останется на относительно низком уровне, в зависимости от упорства США в применении санкций и внутреннего спроса в стране.
Взгляд на иранскую промышленность изнутри страны более оптимистичен, чем даже самые высокие оценки Energy Intelligence. В настоящее время Иран производит 2,5-2,6 млн. баррелей сырой нефти в день, по словам одного иранского нефтяного чиновника, а экспорт составляет 600 000-900 000 баррелей в день. Но цифра экспорта, скорее всего, будет включать не только сырую нефть, но и конденсат в объеме до 200 000 баррелей в день, сказал чиновник в интервью Energy Intelligence. Однако, даже собственные технократы Ирана не уверены в этих цифрах, поскольку продажами сырой нефти сейчас занимается могущественная Революционная гвардия (Корпус Стражей Исламской Революции – КСИР).
По словам чиновника, в случае возвращения к ядерной сделке бывший производитель №2 в ОПЕК – Иран – сможет увеличить добычу до 3,8 млн. баррелей в день в течение трех месяцев, а вскоре после этого – до 4 млн. баррелей в день, как это было в начале 2016 года, когда ядерная сделка вступила в силу. Это позволит увеличить экспорт сырой нефти примерно на 1,3-1,5 млн. баррелей в день в течение трех месяцев. Цифра зависит от уровня внутреннего потребления нефти, который может составлять от 1,8 млн до 2 млн баррелей в день. По оценкам чиновника, Иран сможет увеличить экспорт сырой нефти еще на 200 000 баррелей в день, когда достигнет максимального уровня производства в 4 миллиона баррелей в день. Но самой большой проблемой для страны будет не увеличение производства или экспорта нефти, а поиск других стран, кроме Китая, готовых ее покупать, признал чиновник.