В чем только поляки сейчас не обвиняют Россию. Признаться, даже рефлексы уже не срабатывают. Настолько это стало обыденным. Теперь утверждают, что мы разрушили… нет, не Собор Парижской Богоматери … а целую Варшаву. Вернее, позволили разрушить. Немцам — в 1944-м.
Ну, ладно, с немцев они решили взять еще контрибуции — в размере эдак триллион долларов. Видимо, и до нас скоро доберутся. Но к их фантазиям мы уже привыкли. Хотя они все чудней и чудней. Нелепей и нелепей.
А дело — вот о чем.
Летом 1944 года армии Первого Белорусского фронта, которым командовал Рокоссовский, находились на острие главного удара, нацеленного на Варшаву. 1 августа 1944 года в Варшаве вспыхнуло восстание, подготовленное антифашистским подпольем. Казалось бы, шансы советских войск взять Варшаву резко повышаются.
Но что же произошло? Армии Первого Белорусского внезапно останавливаются и начинают топтаться у самых стен Варшавы. Немцы за два месяца беспрепятственно подавили польское восстание и полностью разрушили город. Советские войска вошли в столицу Польши только 17 января 1945 года.
Советская и российская историография уже почти восемьдесят лет объясняет остановку советских войск перед Варшавой упорным сопротивлением, которое оказали на подступах к городу немцы. А поляки – и им здесь вторят историки всего остального мира – уверяют, что Сталин приказал остановить наступление, чтобы не дать полякам права сказать, что это они сами освободили свою столицу.
Но справедливо другое утверждение. Третий вариант. Варшавское восстание было организовано подпольной Армией Крайовой. Вот только ориентирована она была полностью на эмигрантское правительство в Лондоне. И целью ее было поставить СССР перед свершившимся фактом образования польского правительства без коммунистов в освобождённой Варшаве. То есть, Польша де-факто становилась бы западной британской колонией.
И Сталин старался этого не допустить.
А они — как хотели? Чтобы кровью и жизнями советских солдат мы освободили Варшаву, а потом нам сказали: «Мы вас и не очень-то ждали. Сами бы управились. Ну, ладно, раз пришли — так и быть. Только вы недолго гостите. Мы тут уважаемых гостей скоро ждем. Красную дорожку надо подготовить».
Я понимаю, что русские — в отличии от всех остальных народов мира — всегда всем бескорыстно помогают — но не до такой же степени!..
В 1949-1956 годах именно Рокоссовского Сталин сделал «главным смотрящим» за Польшей в ранге министра обороны этой страны. Да, Рокоссовский был министром обороны Польши! Но он был не иностранцем в правительстве. Все дело в том, что хотя место и время рождения маршала Советского Союза так и не было выяснено, по всем документам и анкетам он был поляком.
И когда в 1956 году Рокоссовский не был избран в новое партийное руководство Польши и собрался возвращаться в СССР, он сказал с усмешкой своему старому боевому товарищу, генералу Войска Польского Францишку Цимбаревичу: «Ирония судьбы! В России я был поляком, а в Польше был русским!»
А не избран он был — вот по какой причине.
В октябре 1956 года в Польше начались выступления против всего её сталинского руководства, спровоцированные ХХ съездом КПСС и «секретным» докладом Хрущёва на нём. Рокоссовский – уже по собственной инициативе – начал передвижение подчинённых ему польских и советских войск с целью взять под контроль крупнейшие города и не допустить смены власти в стране.
Он ждал лишь соответствующего приказа от Хрущёва. Но Никита Сергеевич, озабоченный тем, что советские войска уже ввязались в военную операцию в Венгрии, где произошло восстание против просоветского режима, и опасаясь такой же эскалации событий в Польше, не отдал подобного приказа. Заручившись заверениями всех польских лидеров в их безусловной лояльности Советскому Союзу, Хрущёв дал добро на переизбрание руководства страны.
Вот так — на простых обещаниях — мы и отступали от того, что кровью и страданиями завоевывали наши деды. А в 80-х к власти пришел гражданин, который сам предложил англосаксам отдать все завоеванное дедами. Всего лишь — за аплодисменты и личную Нобелевскую премию, которая стала для страны позорным пятном.
Жаль, что в 80-х не было Сталина с Рокоссовским…
Бочкарев Александр