Вероятнее всего — лишь в угоду своим заокеанским партнерам.
Об отказе Японии от отлаженных и надежных поставок столь необходимого сырья для энергетики и производства металлов сообщили угледобывающие предприятия России. В частности, об этом заявила в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке председатель совета директоров угледобывающей компании «Колмар» Анна Цивилева:
«Наши постоянные партнеры, такие как Япония и Южная Корея, с которыми у нас были выстроены долгосрочные, стабильные отношения, в настоящее время отказались от закупки российского угля».
«Колмар» — это сравнительно новое угольное предприятие в Якутии, которое заменит исчерпавший свои ресурсы Нерюнгринский угольный разрез, некогда создававшийся на компенсационных условиях именно для поставок угля в Японию. Перевалочным пунктом сырья на юге Приморье должен был стать строящийся Восточный порт с мощными угольными терминалами.
Потом пришли иные времена, Япония вписалась в новую мировую повестку по уменьшению углеродных выбросов в атмосферу. Но и тут страну ждала неожиданная катастрофа — разрушение атомной электростанции «Фукусима», которая заставила власти отказываться от атомной энергетики и возвращаться к привычному энергетическому сырью.
В итоге российские компании стали наращивать поставки угля в Страну восходящего солнца. Только «Восточная горнорудная компания» на Сахалине увеличила добычу и отгрузку угля в несколько раз. Такого количества судов под погрузкой угля на рейде в Татарском проливе не было даже в лучшие советские времена.
И вот в угоду западным санкциям Япония отказывается от закупок российского угля, который в силу близости к ней и открытого способа добычи был выгоден ее потребителям во всех отраслях промышленности — от производства электроэнергии до выпуска металлов.
И уже в самой Японии нарастает тревога по этому поводу: как пишет издание «Асахи», цитируемое РИА Новости:
«Решение Токио о запрете на поставки угля из России в связи со спецоперацией на Украине приведет к негативным последствиям для самой Японии».
Тут надо учесть, что Япония, в отличие от других стран, не создавала запасов сырья — будь то уголь или нефть на своей территории в силу ее островной ограниченности и предпочитала потреблять его, что называется, «с колес». Это обстоятельство еще больше усугубляет будущие проблемы в основных сферах экономики нашей восточной соседки. Она вынуждена была просить своих заокеанских покровителей оставить ей доступ хотя бы к сахалинскому газу, который сейчас в сжиженном виде с юга российского острова легко и быстро доставляется японским потребителям.
Власти Японии заявляют, что будут искать альтернативу российскому энергетическому сырью, хотя совершенно ясно, что доставка его из других частей света обойдется ей в копеечку. Опять же — возрастают риски такой доставки, ведь никто не гарантирует безопасности на мировых морских путях. Да и долгосрочные контракты с замещением российского сырья тоже.
Остается открытым главный вопрос: ради чего Япония с ее прагматическим и всегда продуманным подходом к решению своих непростых проблем решается на подобный шаг? Совершенно очевидный дискриминационный и для своей экономики, и для населения страны.
Ну не ради же далекой от нее Украины? Вероятнее всего — лишь в угоду своим заокеанским партнерам.
Институт РУССТРАТ