В Сирии было реализовано множество планов политического и социального истребления курдского народа. Наиболее важным был период правления партии Баас, которая до сих пор доминирует в стране. Однако подход этой партии к курдам был разным в периоды правления Хафеза Асада и его сына Башара Асада.
В этом досье мы обсудим, как доминирующие системы подходили к курдам, какие планы они строили, а также политику Хафиза Асада и партии Баас по отношению к курдам.
После обретения Сирией независимости произошло политическое смягчение. Это дало некоторую силу курдским движениям в Сирии, чтобы действовать и высказывать свое мнение, достигнув уровня требования преподавания курдского языка в качестве официального языка в школах наряду с арабским языком. Кроме того, в курдские регионы были назначены курдские министры, но этот период длился недолго.
В результате стремления правящей власти к арабскому единству в то время курдский народ и другие народы были забыты и исключены. Кроме того, правительства закрыли все публикации и учреждения на курдском языке, появившиеся во время французского правления. Это было сделано по решению министра внутренних дел Сидаллаха аль-Джабири, первого правительства, созданного после обретения независимости в 1946 году, Себри аль-Асали.
Наибольшее давление на курдов в Сирии было в процессе после объединения Сирии и Египта. Правящие системы пытались отрицать курдов. В 1962 году в Хасаке была проведена однодневная перепись, которая не позволила жителям региона предоставить информацию. В ходе этой переписи 120 курдов были лишены права гражданства и определены как «турецкие иностранцы» и получили иностранные удостоверения личности.
Лишенные права на идентичность, курды больше не могли покупать недвижимость и регистрировать что либо на свое имя. Они также не могли голосовать на выборах, получать паспорта и покидать страну. В то же время брак неустановленных курдов считался незаконным, а их дети не могли иметь свои гражданские права.
ПЕРИОД ХАФИЗА АСАДА
Такая политика в отношении курдов продолжалась до тех пор, пока не возникла партия Баас и к власти в Сирии не пришел Хафиз аль-Асад. По мнению наблюдателей, Хафизу Асаду удалось разбить курдские партии, мудро подойдя к курдскому вопросу. В Сирии в первую очередь раскололась Курдская демократическая партия, а демографическая структура курдских регионов была изменена проектом «Арабский пояс».
Арабский пояс: это политика арабизации и демографических изменений, которую правительство Дамаска проводило в регионе Джизре в Сирии в 1974 году. Правительство конфисковало курдские сельскохозяйственные земли на сирийско-турецкой границе и передало их земли в Хасаке арабским фермерам в Ракке и Алеппо, земли которых находились под водами плотины Евфрата.
Эта история началась в 1966 году, до строительства Евфратской плотины. На 3-м местном съезде партии Баас, согласно 5-й части резолюций съезда, сельскохозяйственные угодья на сирийско-турецкой границе имеют длину 350 км и глубину 10-15 км и эксплуатируются против безопасности государства.
Количество пострадавших от этого проекта деревень достигло 335. Некоторые деревни были полностью разрушены и включены в состав вновь созданных сел. Также пострадало более 150 тысяч курдов.
Несмотря на преследования, курды — на севере.
Рабочая партия Курдистана проявила себя в Сирии против поражения курдских партий против планов ликвидации курдов в культурном, политическом и социальном плане. РПК использовала все средства для проведения правильной политики и сыграла важную роль в возрождении и построении курдской идентичности.
В войне между Турцией и Сирией курды оказались на своем месте. Этот спор восходит к периоду, когда сирийская провинция Искендерун перешла под власть Турции в 1939 году. Этот конфликт еще более углубился в конце 1970-х годов, когда Турция построила плотину на реке Евфрат и поставила под угрозу водоснабжение Сирии. В то время в результате борьбы РПК курды обрели политическую и культурную свободу. После того, как в 1996 году Дамаск почувствовал на себе израильско-турецкий союз, ему пришлось пойти на уступки Турции, потому что ей нужна была вода Евфрата. Затем лидер Абдулла Оджалан покинул Сирию.
Лидер Абдулла Оджалан говорит в своей первой защите:
«Мое понимание Сирии на самом деле основано на конфликте между политикой Израиля и дружбой с курдам . Израиль, в частности, стал хозяином в курдском вопросе после Второй мировой войны. Я лично терпеть не мог второго решения курдской проблемы. На сто процентов это не соответствовало изначальному намерению. Я не должен был подвести его. МОССАД предложил мне пойти по этому пути, хотя и не напрямую. Я был открыт и готов к этому ни морально, ни политически. Администрация Сирийской Арабской Республики не хотела, чтобы мы отходили от тактических отношений. Администрация Хафеза Асада уже возникла благодаря войне за гегемонию между США и Советским Союзом. После роспуска советского блока Сирия не могла поддерживать какие-либо тактические отношения на этом деликатном этапе. Сирия устанавливала скромные отношения со мной, РПК и Турцией. Турция хотела опираться на свои растущие отношения с Израилем точно так же, как Турецкая Республика угрожала Сирии в 1958 году. РПК была хорошим инструментом и возможностью для долгосрочных тактических отношений. Они не хотели видеть, что эти отношения приведут ко репрессивной курдской политике. Несмотря на все их попытки, турецкие администрации не смогли этому помешать».
Наблюдатели описывали курдов на сирийско-турецкой границе как щит от врагов.
Несмотря на планы Турции в Сирии и сопротивление курдов этим планам, глава правительства Дамаска Хафез аль-Асад подписал 20 октября 1988 года Аданское соглашение с турецким государством, в результате чего курды в Сирии стали мишенью.
В период правления Хафеза Асада, особенно после соглашения с Турцией, правительство Дамаска угрожало курдам и обвиняло их в дискриминации. Таким образом, курды были репрессированы и разыскиваемы всеми службами безопасности, когда они проводили политическое, экономическое и культурное исследование. Эту политику проводили и арабы, критиковавшие правительство как «саддамистов» или сторонников Саддама Хусейна, бывшего главы иракского режима.
Башар Асад и курды
Эта политика в отношении курдов продолжалась во время правления Башара Асада. Правительство Дамаска обвиняет курдов и население региона, входящего в Автономную администрацию Северной и Восточной Сирии, в шпионаже за границей и развале страны.
После смерти Хафеза аль-Асада в 2000 году его место занял его сын Башар аль-Асад. Но сын Асад не мог понять ситуацию и историю региона, не считал исторические планы Турции в стране.
Отношения между Турцией и Сирией улучшились в период правления Башара Асада. Режим Дамаска захватил и оказал давление на десятки курдских активистов. Отношения Асада и Эрдогана вышли на уровень семейных отношений. Кроме того, Башар Асад лишился многих завоеваний Сирии, задобрить Эрдогана. Самое главное, она открыла улицы Сирии для турецких товаров. Эта сирийская продукция оказала особенно негативное влияние на промышленность Алеппо.
Более того, Башар аль-Асад стал враждебно относиться к курдскому делу и усилил раздробленность среди региональных компонентов. Эта ситуация проявилась в «Восстании в Камышло» в 2004 году о том, что правительство Дамаска хочет вызвать раздор между курдами и арабами. Они напали на курдов, и десятки людей, в том числе женщины и дети, были убиты.
22 декабря 2010 г. между министром иностранных дел Дамаска Велидом аль-Муалимом и министром иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу было подписано соглашение о безопасности, «изменяющее» Аданское соглашение. При этом правительство Дамаска усилило давление на курдов и назвало их террористическими группами.
КАК ШЕЛ ПРОЦЕСС ПОСЛЕ СИРИЙСКОГО КРИЗИСА?
С началом сирийского кризиса в 2011 году правительство Башара Асада подготовило почву для вмешательства Турции в сирийское общество. Эрдоган, старый друг Башара Асада, первым призвал к свержению его режима и вторгся на территорию Сирии.
Когда Турция поддерживала террористические группы в Сирии, правительство Дамаска не смогло доказать свою состоятельность для защиты своей территории и поэтому ушло из региона. Здесь курды организовались, создали свои политические партии и вооруженные силы, а затем построили Автономную администрацию Северной и Восточной Сирии, в которую вошли все народы.
Эрдоган использовал предыдущие договоренности, чтобы найти предлог для своего вмешательства на сирийской территории. Но он нарушил эти договоренности. Согласно этим соглашениям, между Турцией и Дамаском должна быть совместная работа и координация, но турецкое государство боролось со всеми, кто стоит на пути к его целям, включая сирийскую армию. В соглашениях был пункт о том, что сирийская армия будет контролировать границы, но турецкая армия оккупировала районы Баб, Идлиб, Джараблус, Африн, Гре Спи и Сарекание.
Теперь история повторяется. Были разговоры о плохом опыте в прошлом, исторических планах Турции в Сирии и восстановлении правительственных отношений между Анкарой и Дамаском, несмотря на нарушение Турцией старого Аданского соглашения.
ВЫВОД
Интересы Турции в Сирии восходят к периоду до обретения страной независимости. В то время Турция искала возможность реализовать свои планы в регионе. Она хотела осуществить свои планы, иногда силой, иногда обманом правящих сил Сирии, а иногда и грязными сделками и отношениями.
Поэтому угроза на территории Сирии исходит с севера страны, которому Турция угрожает с момента присоединения провинции Искендерун к турецкой территории. В этих регионах проживают курды, которые никогда не угрожали Турции.
Однако эти режимы отдавали приоритет о сирийском суверенитете и позволяли вражеской Турции угнетать курдов.
Между периодами правления Хафеза Асада и его сына Башара Асада в отношении к курдам есть различия. Отец Асад был готов к опасностям Турции, но его сын не может видеть эту реальность.