Хотя так-то правильней сказать, что Запад прикладывает серьёзные усилия, чтобы максимально отдалить Армению от России.
Как пишет Eurasianet, поскольку международные санкции «кусают» Россию [кого ещё больше «кусают», так это Запад, а не Россию, но, думается, направленность этого портала сразу всем ясна? Берём их в остеживание — прим. Об этом не говорят] и многие западные компании прекратили вести бизнес в стране, Москва попыталась заполнить российский рынок с помощью программы, которую она называет «параллельным импортом» [будто на Западе таких программ нет — прим. Об этом не говорят].
Армения сообщила о почти 50-процентном росте торгового оборота с Россией, что вызывает вопросы о том, какую роль играет Армения в поставках в Россию иностранных товаров.
Хотя имеющиеся в наличии данные о том, занимаются ли армянские компании параллельным экспортом или реэкспортом, не позволяют сделать окончательный вывод о характере торговли, первичные данные о торговле привлекли внимание западных дипломатов в Ереване.
Экспорт Армении в Россию, ее крупнейшего торгового партнера, вырос в первой половине 2022 года на 49 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщило официальное статистическое агентство страны. Импорт за тот же период вырос на 42 процента.
Это говорит о высоком уровне реэкспорта, сказал Eurasianet.org независимый экономист Сурен Парсян:
«Нет данных, которые конкретно определили бы объём реэкспорта, но есть четкие экономические показатели, которые помогают нам понять, что объем высок».
В своём обосновании Парсян указывает на то, что промпроизводство в Армении за указанный период выросло на 2,7 процента, в то время как экспорт на 50%.
Тем не менее, достоверные данные трудно найти. Таможенные органы Армении публикуют статистику только два раза в год, и последний раз они публиковали данные за 2021 год. Между тем Россия прекратила публикацию данных. Таможенная служба России ранее ежемесячно публиковала данные о внешнеторговых операциях, но последнее такая публикация появилась в январе.
Без этих цифр невозможно узнать, за счёт чего растёт внешняя торговля Армении [остались ещё вопросы, зачем Россия ввела такие ограничения на публикацию финансово-экономической информации? — прим. Об этом не говорят].
Посольства западных стран в Ереване пытаются определить, является ли рост экспорта в Россию «естественным» или «неблагоприятным» [для Запада], сказал Eurasianet.org один западный дипломат на условиях анонимности [в каждой дыре у них затычка — прим. Об этом не говорят]
Среди «естественных» объяснений: рост курса драма сделал армянский экспорт в Европу сравнительно невыгодным, и экспортеры направили свои товары в Россию. Также армянские компании могут попытаться воспользоваться нехваткой западных товаров на российских рынках, а русские эмигранты в Армении создали бизнес в этой стране и ведут торговлю с Россией.
Но западные дипломаты сомневаются в том, что эти три направления объясняют такой резкий рост торговли.
По словам дипломата, существуют разные уровни беспокойства по поводу того, что может происходить:
«Уклонение от санкций находится в центре нашего внимания, но у нас пока недостаточно данных. Но реэкспорт, конечно, тоже вызывает беспокойство».
Санкции против России и потенциальный экономический кризис [мечтайте — прим. Об этом не говорят] в этой стране чреваты последствиями для экономики Армении, которая сильно зависит от России. Но официальные лица Армении также подчеркивают положительные стороны новой среды.
Как заявил министр экономики Ваан Керобян телеканалу «Шант» ещё в марте:
Российские «компании, находящиеся под ограничениями, могут выходить на международные рынки другими путями, в том числе через территорию Армении…Наряду со многими проблемами есть и небольшие возможности».
Основным экспортным товаром Армении являются металлы, объем поставок которых в первой половине 2022 года в Россию увеличился всего на 4 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но экспорт пищевых продуктов увеличился на 36 процентов, а самым быстрорастущим сектором экспорта были наземные, воздушные и водные транспортные средства, поставки которых увеличились в 2,3 раза и в настоящее время являются второй по величине категорией экспорта. И ссылаясь на эти показатели говорят о том, что Армения занимается реэкспортом.
По словам дипломата, хотя Запад обеспокоен по поводу аналогичных моделей реэкспорта в Россию через Турцию, объемы армянской торговли настолько малы, что это не такая большая проблема.
Учитывая геополитическое положение Армении, западные правительства уже давно проявляют снисходительность к экономическим отношениям страны с антизападными партнерами Еревана [это они про Россию так — прим. Об этом не говорят].
Сейчас Армения находится в большей зависимости от России, чем когда-либо в своей истории после обретения независимости. Встречи между армянскими и российскими официальными лицами стали еще чаще после окончания войны Армении с Азербайджаном в 2020 году — Россия выступила посредником в прекращении огня в этой войне, и теперь российские миротворцы защищают армянское население Нагорного Карабаха.
Армения, в свою очередь, воздержалась от многих антироссийских голосований на международных форумах, согласилась покупать российский газ за рубли и даже планирует субсидировать паромное сообщение по Черному морю из Грузии для расширения торговли с Россией.
Официально Армения не поощряет уклонение от санкций.
По словам аналитика Беньямина Погосяна:
…«я не верю, что это серьезно повлияет на отношения Запада с Арменией…Соединенные штаты заинтересован в ослаблении позиций России в Армении….»
Но они также не хотят ослаблять позиции премьер-министра Никола Пашиняна:
«Они прекрасно знают, что лучше кандидата на руководящую должность Армении им не найти, поэтому я не верю, что США заинтересованы в том, чтобы еще больше усложнить экономическую жизнь в Армении, тем самым оказывая давление на Пашиняна».
Интересный, конечно, армянский аналитик. Если прочитать внимательно его комментарий, то получаем, что для него нормально, что главу Армении «выбирают/назначают» в США. За гранью, конечно.
А вообще, судя по всему, на словах армянские власти санкции против России не нарушают, а по факту пользуют их себе на пользу во всех смыслах. То есть не исполняют их по максимуму.