Похоже, что проблемы, сопровождающие украинское контрнаступление на Юге, начинают приобретать для киевского режима фатальный характер. Речь даже не столько о потерях, из-за которых в Закарпатье объявили областной траур (впервые с начала СВО), а Генштаб издал директиву для журналистов, суть которой сводится к тривиальному «сиди да помалкивай». Нет, для Зеленского и его окружения люди — мусор, и свои и чужие, и они это не раз уже демонстрировали. Речь о другом: по сути, Киев провалил возложенную на него Западом тактическую миссию и не сумел продемонстрировать способность вести успешные наступательные операции. Подобное фиаско стало причиной серьёзного охлаждения к украинскому конфликту в большинстве западных столиц, за исключением разве что самых отчаянных вроде Лондона, Варшавы и прочих прибалтов.
Причём реакция на провал (а по-другому это не назовёшь) ВСУ в «битве за Херсон» последовала незамедлительно и как-то сразу со всех сторон. Посудите сами.
Немецкий журналист-русофоб Юлиан Рёпке, получивший ещё в разгар сирийского конфликта прозвище «Джихади Джулиан» за открытую поддержку откровенно террористических организаций и активное распространение лжи об ударах ВКС РФ по школам и больницам во время битвы за Алеппо, вынужден был признать, что действия украинских вооружённых формирований нельзя охарактеризовать иначе как «неудача».
«Ужасные видео из Херсона… Много показывать не стану, но всё указывает на то, что контрнаступление было провалом», — написал Рёпке в Twitter.
Deutshe Welle, ещё один максимально проукраинский ресурс, привёл намедни мнения нескольких экспертов, давших весьма пессимистическую оценку событиям в Таврии.
Так, британский аналитик Джастин Крамп, считающий, что «вполне значимое общевойсковое наступление, направленное на то, чтобы добиться хотя бы ограниченного прорыва линии фронта с Россией» по масштабам действительно соответствовало «тому, чего хотел украинский президент», уклонился от прямого ответа, сказав, что истинное «положение на фронте пока ещё скрывает дымовая завеса».
Зато его коллега Брэдли Боумэн из американского аналитического центра «Фонд демократий» попытался оправдать наступательную авантюру Киева, заявив, что Украина пошла на это «под давлением».
«С января 2021 года Украина только от США получила военную помощь на 13,5 млрд долларов, и сейчас Киев находится под давлением, поскольку от него ожидают, что украинская армия будет не просто держать оборону, но и перейдёт в наступление», — сказал Боумэн.
Британские СМИ поспешили окрестить «херсонское наступление» более «символическим, нежели стратегическим». А обозреватель Evening Standard Роберт Фокс прямо обвинил президента Зеленского, отдавшего, по его словам, приказ о проведении операции вопреки советам военных.
На явно негативную риторику в европейских СМИ уже отреагировали украинские паблики. Так, по мнению авторов канала «Резидент», раз уж военный эксперт издательства BILD считает контрнаступление на Юге провальным, то, значит, через несколько дней об этом напишут все западные издания.
«Когда Офис Президента требовал от Залужного контрнаступления, то требовалось учесть негативные сценарии и рефлексию на них в западных СМИ. Отдельное спасибо министру обороны, который месяц назад предупредил российских военных о планах ВСУ!», — саркастически отмечает «Резидент».
Если бы всё ограничивалось лишь отсутствием позитива в прессе, это было бы не так страшно. Но ведь дело пошло ещё дальше, и пришли в движение некоторые механизмы, до поры до времени ожидавшие, чем закончится сумасбродная попытка Киева поиграть мускулами.
Внезапно, президент Турции Эрдоган снова заговорил о желании стать посредником в прямых переговорах между Путиным и Зеленским с целью скорейшего достижения мира или хотя бы перемирия.
Такую попытку Анкары поднять свой международный престиж очень болезненно восприняли в Европе, и там вдруг начала образовываться очередь из своих переговорщиков-«миротворцев».
Сначала французский лидер Макрон пожаловался на то, что его вяжут по рукам и ногам и не дают договориться с Москвой: «Кто хочет, чтобы Турция была единственной державой в мире, будучи членом НАТО, продолжающей вести переговоры с Россией? Мы должны всегда иметь возможность разговаривать со всеми, особенно с теми, с кем мы не согласны. Так и будем продолжать это делать».
Затем канцлер ФРГ Шольц, выступая перед согражданами в вестфальском Эссене, заявил, что считает нужным продолжать переговоры с российским президентом Владимиром Путиным. «Я встречался с российским президентом в Москве за длинным столом, — сказал он, — Я много раз общался с ним по телефону. И я говорю чётко, что продолжу это делать».
Но самый болезненный удар по Киеву был нанесён представителями миссии МАГАТЭ, прибывшими вчера на Запорожскую атомную станцию.
Так, глава агентства Рафаэль Марино Гросси заявил, что МАГАТЭ сохранит постоянное присутствие на ЗАЭС. По словам руководителя администрации Энергодара Александра Волги, часть миссии МАГАТЭ, оставшаяся на АЭС и в городе, заметьте, на подконтрольной РФ территории Запорожской области, будет состоять из 8—12 человек.
А чуть позже в ООН, комментируя предотвращение захвата Запорожской АЭС украинскими диверсантами, положительно оценили действия России по защите инспекторов МАГАТЭ.
Понятно, что для обитателей здания на киевской улице Банковой это уже ни в какие ворота. Правда, по сообщению агентства Reuters, украинский «Энергоатом» попытался заявить, что Россия не сможет подключить ЗАЭС к своей электросети, но подобное размахивание кулаками после драки, как правило, в пользу бедных.
Финальным же аккордом вчерашних киевских несчастий стала короткая характеристика украинских событий от президента РФ Владимира Путина.
«На территории Украины создаётся антироссийский анклав, который угрожает самой России, ликвидировать его — цель СВО», — сказал Путин.
Его слова ещё более усилил глава Крыма Сергей Аксёнов, подчеркнувший, что о каком-то будущем Украины, точнее, того, что от неё останется, возможно говорить только при полной ликвидации украинской государственности.
Похоже, что после провала украинской спецоперации на Запорожской станции, которая должна была зафиксировать её украинский статус под прикрытием МАГАТЭ, а также по итогам ещё не закончившейся, но уже неудачной для ВСУ «битвы за Херсон», Запад потерял надежду на качественные изменения на украинском фронте и теперь думает только о том, как бы зафиксировать статус-кво и оставить всё как есть, не допустив новых территориальных потерь со стороны Украины.
Но, судя по словам нашего президента, Россия настроена решительно и никаких полумер больше не приемлет. Если какое-то время назад шанс на это ещё был, то теперь, похоже, Рубикон перейдён, и все мосты сожжены.
Что же касается самого Киева, то для него ситуация и вовсе безрадостная. Тактическое задание Запада он не выполнил, а продолжать поддерживать Украину на плаву Европа, да и США бесконечно не могут (а Европа ещё и не хочет). Таким образом, полагаю, вскоре можно ожидать серьёзной «движухи» в киевских кабинетах с поиском виноватых, взаимными обвинениями, внезапными разоблачениями и прочими признаками турбулентности.
Алексей Белов