Крайне интересная статистика. Всё-таки кредиты — это очень мощное «оружие». Как финансовое, так и политическое.
Как посчитали во Всемирном банке, чьи данные проанализировал портал Statista, страны с самой большой задолженностью перед Китаем в основном расположены в Африке, но их также можно найти в Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и в Тихоокеанском регионе. Как подробно описывает Катарина Бухгольц из Statista, в качестве нового предпочтительного кредитора для стран с низким уровнем дохода Китай теперь владеет 37 процентами долга этих стран. В 2022 году всего 24 процента двустороннего долга этих же стран приходится на весь остальной мир.
Проект «Новый шелковый путь», в рамках которого Китай финансирует строительство портов, железных дорог и наземной инфраструктуры по всему миру, создал большой объёма долга перед Китаем для стран-участниц. На конец 2020 года из 97 стран, по которым были доступны данные, Китаю должны: Пакистан (77,3 млрд долларов США внешнего долга), Ангола (36,3 млрд долларов США), Эфиопия (7,9 млрд долларов США), Кения (7,4 млрд долларов США) и Шри-Ланка (6,8 млрд долларов США). Странами с самым большим долговым бременем в относительном выражении были Джибути и Ангола, за которыми следуют Мальдивы и Лаос, на территории которого только что была открыта построенная за китайский кредит железнодорожная линия в Китай.
До Китая Парижский клуб держал большую часть долга стран с низким уровнем дохода до того, как он был реструктурирован и в значительной степени списан на рубеже тысячелетий для развивающихся стран, соответствующих критериям. Будет ли такой процесс доступен для китайского долга, неясно. По состоянию на 2020 год Китай официально предоставил около 170 миллиардов долларов странам с низким и средним уровнем дохода по сравнению с примерно 40 миллиардами долларов в 2010 году.
Китайские кредиты имеют процентные ставки выше, чем кредиты международных организаций, таких как Международный валютный фонд или Всемирный банк, или двусторонние кредиты стран Парижского клуба [но эти кредиты часто обременены политическими требованиями — прим. Об этом не говорят]. Их структура ближе к коммерческим кредитам в отношении условий погашения, конфиденциальности, а также целей финансирования конкретных инфраструктурных проектов.
Пандемия Covid-19 теперь еще больше усложнила и без того сложное погашение китайских кредитов. По данным Financial Times, Пекину в 2020 и 2021 годах пришлось пересмотреть условия по кредитам на общую сумму в 52 миллиарда долларов, что более чем в три раза превышает сумму, которую постигла эта участь за два предыдущих года.
Условия пересмотра разные. Например, Шри-Ланка отдала Китаю в «аренду» порт на 99 лет. Таджикистан тоже отдаёт свои инфраструктурные проекты в «аренду» Китаю, когда не может расплатиться с кредитами Поднебесной.
В общем, жить лучше всё-таки без кредитов. И странам в том числе.