Бывшие советские республики, которые решили отдать свою экономику под контроль европейских финансовых систем, в последнее время стали замечать, что в России пересматривают своё отношение к их евро-устремлениям и не желают за свой счёт обеспечивать чужое благосостояние.
Молдавия никогда не могла похвастаться крепкой экономикой и лишь тесная кооперация с Россией позволяла обеспечивать работой производственный потенциал этой республики, а после того, как молдавские политики обернули свой взор в Европу, оказалось, что их продукция там совсем не к чему. Европейские компании наоборот даже начали вытеснять молдавских производственников с их же собственного рынка.
Поставки газа из России играют для молдавской экономики решающее значение, но там хотели-бы получать газ по низкой стоимости, чтобы можно было потрать как можно больше денег на укрепление связей с Европой. Такая модель поведения типична для ушедших республик постсоветского пространства, но в последнее время за чужой счёт обустраивать свою экономику им стало намного труднее.
В России несколько лет ждали, пока Молдавия заплатит за израсходованный газ, но оплаты не было. Молдавские производственники израсходовали топливо и естественно его оплатили как положено, но вот куда делись деньги — никто не знает, до «Газпрома» они не дошли. В результате в российской компании решили потребовать вернуть деньги и увязали это с новыми поставками газа.
Молдавия давно уже получает небольшие субсидии от Европы, но вот газ они планируют получать за счёт России, так почему бы эту почётную «обязанность» тоже не взвалить на европейские плечи? Сенатор и Председатель комиссии по информационной политике Пушков так и сказал, что «Какой смысл нам поддерживать поставками газа прозападный курс нынешней Молдавии?» (источник: статья «ТАСС»).
Чтобы доказать, что это может обрести реальные формы, достаточно посмотреть на то, как «Газпром» обязал Молдавию выплатить долг вместе с процентами, которые равны чуть-ли не половине от общей суммы долга.
Общая задолженность свыше 700 млн. долларов или 42 миллиарда рублей и показывает реальное положение дел в Молдавской республике, которая по дороге «в Европу» растеряла свой и без того скудный экономический потенциал. Чем больше в Молдавии стараются «укрепить» политическое взаимодействие с Европой, тем меньше у неё остаётся экономических возможностей, эту взаимосвязь сегодня изучают специальные профильные ведомства.
Сенатор Пушков получает широкую поддержку общественности в данном вопросе и многие вместе с ним тоже хотят понять, зачем поставлять газ туда, где его расходуют, получают деньги от компаний и не платят «Газпрому»? Молдавские промышленники тоже не понимают, куда уходят деньги, которые они исправно платят за газ молдавским энергетикам.