Программа Эрдогана с упором на денежное стимулирование, экспорт и экономический рост вызвала резкий рост инфляции, когда центральный банк снизил процентные ставки на 500 базисных пунктов в конце прошлого года, что вызвало исторический обвал валюты.
Тем не менее, приток иностранных средств в Турцию и устойчивый интерес к государственной программе депозитов принесли некоторое облегчение экономическому плану президента Тайипа Эрдогана менее чем за год до выборов.
Даже когда годовая инфляция достигла 80% в прошлом месяце, усложняя жизнь домохозяйствам и истощая доходы населения, правительство придерживалось своего неортодоксального плана, который, как оно ожидает, в конечном итоге поможет перевести хронический дефицит счета текущих операций страны в профицит. Сильный экспорт и туризм помогли финансировать дефицит, который сократился в июне, несмотря на высокие цены на энергоносители, согласно последним данным.
Облегчение началось в июле, когда число иностранных туристов подскочило более чем на 50%, превысив допандемический уровень. Отчасти это произошло благодаря россиянам, которым некуда больше ехать, учитывая санкции.
Иностранные резервы центрального банка, сильно истощенные после девяти месяцев поддержки лиры, почти утроились с начала июля и достигли $15,7. Банкиры говорят, что приток средств из России в размере около 5 миллиардов долларов способствовал росту резервов, хотя власти не комментируют ситуацию и не публикуют такие данные.
К облегчению Эрдогана, схема защиты лиры, KKM, представленная во время декабрьского кризиса, преодолела серьезное препятствие в июле и августе. Эта схема направлена на сдерживание спроса на иностранную валюту путем компенсации вкладчикам потерь лиры по отношению к иностранным валютам.
Учитывая, что в этом году лира подешевела к доллару на 27%, расходы растут и для казначейства и центрального банка, которые выплачивают вкладчикам разницу.
Но большинство компаний и частных лиц остановились на KKM (схема защиты лира), избегая очередного броска в иностранные валюты. «Стоимость такого решения высока, но если бы эта сумма хранилась в валюте, мы бы столкнулись с большими проблемами, — сказал источник, знакомый с вопросом. — Если бы существовала какая-либо другая альтернатива, она была бы использована, но, похоже, что это будет продолжаться, по крайней мере, до начала следующего года».