Рейд на резиденцию экс-президента США Дональда Трампа показывает текущий уровень управленческих решений правящих элит Америки.
8 августа 2022 года однозначно войдет в историю США как день, изменивший эту страну, наравне со «штурмом Капитолия» 6 января 2021 года. На данном примере можно проследить характерную трансформацию США и оценить ближайшие перспективы социально-политической ситуации в этой стране.
ОБЫСК
Информация о рейде ФБР с обыском в резиденции бывшего президента США Дональда Трампа Мар-а-Лаго 8 августа взорвала новостную повседневность Америки. Первоначальная информация о 100 агентах ФБР, неожиданно ворвавшихся в Мар-а-Лаго, спустя несколько дней была скорректирована. Адвокаты Трампа заявили, что агентов было около 30, но они не позволили адвокатам присутствовать при обыске и попросили отключить камеры видеонаблюдения.
Американское законодательство допускает такое поведение агентов ФБР, тем более, когда речь идет об изъятии секретных документов, к которым адвокат не имеет надлежащей формы допуска.
ФБР и Министерство юстиции США сохраняли гробовое молчание, а Белый дом вообще открещивался от происходящего, и всё это на фоне резких заявлений представителей республиканской партии. В связи с произошедшим, конгрессмены-республиканцы не стеснялись в своих заявлениях сравнивать США с марксистской диктатурой, банановой республикой и Никарагуа, в частности.
Губернатор Флориды и второй по популярности представитель республиканцев Рон ДеСантис раскритиковал рейд в Мар-а-Лаго, пояснив, что «происходит использования федеральных агентств в качестве оружия против политических противников режима, в то время, как с такими людьми, как Хантер Байден, обращаются в лайковых перчатках».
Лидер республиканского меньшинства в Палате представителей Кевин Маккарти пообещал «не оставить камня на камне» в ходе полномасштабного расследования в отношении генерального прокурора Меррика Гарланда и ФБР, после того, как партия получит большинство по результатам осенних перевыборов в Конгресс.
Спустя ещё сутки и глава республиканского меньшинства в Сенате Митч Макконелл призвал разобраться в происходящем. Сенатор Чак Грассли, который вероятно станет главой юридического комитета Сената в 2023 году, пообещал расследовать действия ФБР.
Неожиданно, но бывший губернатор Нью-Йорка Эндрю Куомо, которого в демократической партии США пророчили на замену Байдена, пока он не вляпался в громкий скандал, написал, что министерство юстиции «должно немедленно объяснить причину своего рейда, и это должно быть нечто большее, чем поиск несущественных архивов, иначе это будет рассматриваться как политическая тактика и подорвет любое будущее заслуживающее доверия расследование и законность расследований 6 января».
Даже бывший кандидат на пост президента США от демократов, проигравший на партийных праймериз, Эндрю Янг заявил: «Я не фанат Трампа. Я хочу, чтобы он был как можно дальше от Белого дома. Но фундаментальной частью его заверений было то, что он выступает против коррумпированного правительственного истеблишмента. Этот рейд усиливает это повествование для миллионов американцев, которые сочтут это несправедливым преследованием».
В отсутствии внятных объяснений происходящего, либеральные СМИ злорадствовали и публиковали вбросы с фотографиями порванных документов, якобы в унитазах резиденции Мар-а-Лаго. В ответ от New York Post пошла информация о том, что ФБР обыскивали гардероб Милании Трамп, а сам Трамп заявил, что был взломан его сейф.
Газета Washington Post сообщала, что ФБР искало секретные документы, связанные с ядерным оружием. Другие СМИ, раскручивая эту тему, предполагали, что Трамп намеревался передать эти документы врагам США и, конечно же, России. Однако, вопрос, почему ФБР вспомнило об этих документах более чем через 1,5 года, как Трамп покинул Белый дом, никто не пояснял.
Оказывается, Национальное управление архивов и документации (NARA) в 2021 году обращалось к Трампу с просьбой вернуть ряд документов, которые он забрал с собой из Белого дома, и он на это согласился, предоставив NARA возможность забрать 15 коробок с документами.
Сотрудники NARA и Минюста в июне ещё раз посещали Мар-а-Лаго, для ознакомления с записями оставшимися в распоряжении Трампа и, даже, посоветовали поставить замок посерьезнее на помещение, которое потом будет вскрывать ФБР. Тут нужно пояснить, что Мар-а-Лаго при Трампе было официальной резиденцией президента США и, соответственно, какая-то часть документов вообще не покидала этой территории.
Трамп после рейда отписал: «Во-первых, все это было рассекречено. Во-вторых, им не нужно было ничего «захватывать». «Они могли получить это в любое время, когда захотели, не играя в политику и не вламываясь в Мар-а-Лаго».
На третий день генеральный прокурор Меррик Гарланд, он же глава Министерства юстиции США, выступил с трехминутным заявлением, в котором пояснил, что лично согласовывал ордер на обыск для ФБР, так как «никто в США не может быть превыше закона».
Поддерживающие Трампа СМИ вскрыли тот факт, что федеральный судья Флориды Брюс Рейнхарт, который одобрил обыск в поместье Трампа в 2008 году, представлял интересы в суде сотрудников известного в США организатора педофильских вечеринок Джеффри Эпштейна, который, в свою очередь, имел контакты с Билом Клинтоном.
Чуть позже ордер на обыск был опубликован, и в нем значилось право ФБР на изъятие «всех физических документов и записей, представляющих собой доказательства, контрабанду, плоды преступной деятельности или другие предметы, находящиеся в незаконном владении», включая документы с различным грифом секретности и президентские записи, «созданные в период с 20 января 2017 года по 20 января 2021 года».
В качестве обоснования к ордеру на обыск, были приведены подозрения в нарушении федеральных законов: «18 USC 793» — сбор, передача или потеря оборонной информации; «18 USC 2071» — сокрытие, удаление или искажение документов (государственных); и «18 USC 1519» — уничтожение, изменение или фальсификация записей, значимых для федеральных расследований.
В принципе все эти нормы, одна из которых упоминается в законе «О шпионаже» 1917 года, в качестве ответственности предусматривают штраф и/или небольшой срок заключения. Однако, многие обратили внимание на норму ордера «18 USA 2071«, которая усматривает преступлением умышленное уничтожение или изъятие любого документа или другой вещи, принадлежащих США. Закон дополняет к штрафу и/или тюремному заключению, то, что осужденный «лишается своего поста и лишается права занимать какие-либо должности в США».
В то же время, в Конституции США из требований к президенту имеется лишь наличие гражданства и возрастной ценз. Если Минюст всё же решится воспрепятствовать уголовным преследованием выдвижению Трампа на президентский пост, то, вероятно, попадёт в правовую коллизию, которую будет разрешать Верховный суд, где большинство имеют консервативные судьи.
Основная цель обыска так и осталась под вопросом, общественность интересует соответствовали ли обыск ФБР уровню опасности деяний Трампа для интересов США. Трамп представляет произошедшее, как техническую ошибку в передаче документов, которая была использована для обыска его имения и изъятия любых сведений, которые можно бы было использовать против него в политических целях.
Кроме пространной строки в ордере на право изъятие любых записей, созданных в период с 20 января 2017 года по 20 января 2021 года, этой версии нашлось и другое подтверждение. ФБР изъяло 3 паспорта Трампа, один из которых был дипломатическим. Как только появилась данная информация, её тут же опровергла журналистка CBS News из своих источников в Минюсте. Однако в ответ юристы Трампа опубликовали письмо Минюста с предложением вернуть данные паспорта спустя неделю после обыска. Естественно, паспорта никак не подпадают под документы, которые можно бы было назвать целью обыска.
Сейчас Трамп просит Минюст США рассекретить документ, на основании которого судья выдал ордер на обыск, но Минюст пока отказывается, ссылаясь на то, что раскрытие этой информации может помешать ходу расследования. Публикация этого документа на текущей стадии действительно не характерно для судопроизводства в США, но учитывая ажиотаж, даже судья считает, что документ должен быть опубликован с вымаранный информацией в отношении осведомителей.
ПОСЛЕДСТВИЯ
Последствия всего этого для США трудно переоценить. Нам трудно понять нюансы произошедшего в силу ментальности, отличной от американской, где нет отдельного понятия «справедливость», которое используется у нас в межличностных отношениях и, иногда, не имеет ничего общего с правосудием. Английское слово «justice» имеет два значения: «справедливость» и «правосудие» поэтому-то явная предвзятость к Трампу со стороны правящей элиты задевает каждого американца, верившего в правосудие.
В истории Америки ещё никогда такого не было, чтобы федералы приходили к бывшему президенту с обыском. Раньше институт президентства был чуть ли не сакральным для американцев, как минимум – воплощением авторитета и мудрости в обществе. Дети учили фамилии всех президентов наизусть, но теперь этот вековой авторитет окончательно «спущен в унитаз».
Уже на следующий день после обыска, британская The Guardian уже обеспокоилась тем, что этот инцидент будет использован республиканцами для увеличения их поддержки в обществе. Журнал Politico был вынужден отметить, что даже те республиканцы, которые старались отмежеваться от Трампа, теперь вынуждены заявить ему о своей поддержке, так как этого хотят их избиратели и даже те, кто официально не являются республиканцами.
Характерным эпизодом роста популярности Трампа стало голосование на праймериз республиканской партии в штате Вайоминг, где самая известная в партии «антитрампистка», голосовавшая за его импичмент, Лиз Чейни проиграла сопернице с результатом 30% на 65%. По неофициальным подсчетам 209 кандидатов, поддерживаемых Трампом, выиграли республиканские праймериз и только 17 проиграли.
Образ «жертвы режима» стали активно использовать на FOX News, внушая зрителю, что «ты следующий» в этой цепочке превышения полномочий со стороны истеблишмента демпартии. Увеличение агентов налоговой службы более чем в два раза – на 80 тысяч человек, не оставляет сомнения у обычного американца, что к нему придут, несмотря на все обещания Белого Дома не трогать «средний класс».
В последнее время представители истеблишмента слишком часто обманывали граждан, и на примере Трампа это хорошо видно. ФБР начало следить за Трампом ещё в 2016 году в рамках операции «Перекрестный ураган» и ради продления слежки подделывало документы для суда, но так ничего и не нашло.
Дело «Russia gate«, проваленное специальным прокурором Робертом Мюллером, в итоге оказалось заказно политическим оппонентом Хиллари Клинтон, и это не фантазии, а показания свидетелей, данные под присягой. Телефонный звонок президенту Украины Владимиру Зеленскому с просьбой организовать проверку дел фирмы Бурисма, где работал Хантер Байден – сын Джо Байдена, имел под собой веские основания, а не просто политическую подоплёку. Однако за два последних эпизода демпартия подводила Трампа к импичменту.
Ноутбук с компроматом на Хантера Байдена оказался не «российской дезинформацией», как в этом убеждало руководство демпартии, центральные СМИ и отдельные представители ФБР, а реально существующими доказательствами «торговли влиянием» тогда ещё вице-президента США Джо Байдена.
25 июля этого года сенатор Чак Грассли написал генеральному прокурору Меррику Гарланду и директору ФБР Кристоферу Рэю письмо, в котором указал, что к нему обратились сотрудники ФБР, которые указали, что два высокопоставленных лица ФБР – агент и аналитик разведки, вмешались в расследование по Хантеру Байдену. Аналитик дал делу характеристику как “ненадлежащей информации по дискредитации Хантера Байдена”, а агент “приказал закрыть дело без указания уважительной причины”.
Эпизод 2016 года с секретными письмами на личном сервере Хиллари Клинтон, по логике вещей, должен был быть прецедентом того, как ФБР должно было поступить с Трампом. Напомню, что тогда обнаружилось, что, в нарушение установленных правил, глава Госдепа хранила секретную переписку в имении, на личном сервере. ФБР не обыскивала имение Клинтон, а ограничилось предоставлением информации от сторонней нанятой фирмы, которая производила осмотр серверов.
Тогдашний глава ФБР Джеймс Коми заявил: «Хотя есть доказательства потенциального нарушения законов, касающихся обращения с секретной информацией, мы считаем, что ни один разумный прокурор не возбудил бы такое дело». Про то, что в ходе расследования Клинтон солгала сотрудникам ФБР, все постарались забыть.
Даже в журнале Politico – рупоре демократической партии США, после того, как произошел обыск и информации было очень мало, бывший федеральный прокурор пояснил, что у ФБР должны быть очень веские основания для обыска, так как в судебной практике США уголовные дела по секретным документам обычно не возбуждаются, если секреты не были переданы третьим лицам.
В отсутствие конкретных доказательств виновности Трампа, в том же Politico уже предлагают президенту США Джо Байдену помиловать Трампа, чтобы сломать его роль “жертвы режима”. “Хотя это вряд ли идеально, это вполне может быть наименее плохим вариантом защиты нашей конституционной демократии” — говорится в статье.
Рейд на Мар-а-Лаго, знаковое место для поклонников Трампа, вызвал ряд стихийных митингов, на которых призывали сократить финансирование ФБР, а, в некоторых случаях, высказывались угрозы. 12 августа полиция застрелила мужчину, который пытался ворваться в зону досмотра офиса ФБР в Огайо.
Директор ФБР осудил необоснованные нападки, а уволенный за предвзятость по «Russia gate» агент ФБР Питер Стржок призвал граждан доверять бюро. Опрос, проведенный Rasmussen Reports, показал, что 44% избирателей США считают, что рейд ФБР на имение Трампа во Флориде заставил их меньше доверять ФБР, 29% имеют противоположное мнение.
Либеральные СМИ не упустили шанса использовать эту атаку на ФБР. CNN, MSNBC и Vice News стали распространять мнение о том, что сторонники Трампа призывают к гражданской войне. Политический аналитик MSNBC и обозреватель New York Times Чарльз Блоу заявил, что республиканцы представляют собой “угрозу демократии”. «Консерватизм в этой стране всегда был против демократии. Они никогда не хотели полной демократии. Они всегда выступали против неё».
Аналитик MSNBC по национальной безопасности Фрэнк Фиглиуцци пояснил, что, если бывшему президенту Трампу будет предъявлено обвинение, то уровень угрозы политического насилия будет хуже, чем уровень угрозы терактов сразу после 11.09.2001 года.
Бывший директор ЦРУ при президенте Буше младшем, отставной четырехзвездный генерал Майкл Хейден процитировал сообщение Эдварда Люса, заместителя редактора Financial Times: «За свою карьеру я освещал экстремизм и насильственные идеологии по всему миру. Никогда не сталкивался с политической силой более нигилистической, опасной и презренной, чем сегодняшние республиканцы. Ничего близкого со своим собственным комментарием «Я согласен. А я был директором ЦРУ».
Комментируя это, представитель руководства Республиканской партии Эмма Вон заявила, что Хейден «назвал половину американцев» хуже, чем «Исламское государство» или «Аль-Каида». «Опасная риторика левых привела к покушению на судью Верховного суда США, стрельбе на бейсбольной тренировке в Конгрессе, ”коктейлям Молотова» в центрах для беременных, разгулу преступности в крупных городах и открытой границе» — пояснила она.
ВЫВОДЫ
Приходится констатировать деградацию качества управленческих решений правящей сейчас демократической партии США. Причина, по которой ФБР вспомнило про секретные документы в резиденции Трампа более чем через 1,5 года, лежит на поверхности. Разбирательство в Конгрессе по «мятежу 6 января» так и не доказало вину Трампа в произошедшем, поэтому в небольшой перерыв в заседаниях и был проведен этот обыск, с целью найти материалы, достаточные для предъявления полноценного уголовного обвинения.
Однако последствия этой акции явно не были просчитаны до конца. Представители демпартии точно не хотели роста популярности Трампа, даже истеблишмент республиканской партии в последнее время старался дистанцироваться от него, так как для партийной агитации на предстоящих выборах им вполне хватало критиковать провалы Белого дома.
Именно провалы Белого дома показывают нам уровень деградации управленческой элиты США. Текущая администрация не сумела справиться ни с одним кризисом, доставшимся в наследство от Трампа, а вместо этого создала ряд новых: с миграцией, нарушением цепочек поставок, Афганистаном, инфляцией, ценами на бензин и дефицитом детского питания. Самое главное, что за все эти провалы так никто и не был наказан, даже в целях самосохранения элитарной группировки, так как с получением республиканцами большинства в Конгрессе они сами смогут определять виновных.
Уже на CNN представители демпартии сами обсуждают абсурдную ситуацию, когда Белый дом представляет провальный вывод войск из Афганистана как успех, а в кулуарах Конгресса демократы «качают головой», из-за такого подхода. Отсутствие показательных увольнений в администрации Байдена – это следствие короткой «скамейки запасных», в том числе и из-за отрицательной селекции. Это мы наглядно видим на примере нового пресс-секретаря Белого дома Карине Жан-Пьер, на фоне которой Джейн Псаки выглядит мега-профессионалом, способным не читать подсказки с листа.
Поэтому всё, чем в последнее время активно занимается Белый дом – является лишь «контролем ущерба» от каких-либо заявлений или решений. Однако у него нет былого ресурса машины пропаганды в СМИ, которым можно было бы исправить ситуацию. Доверие граждан к центральным СМИ и правительственным институтам было растрачено в период борьбы с президентством Трампа и пандемии COVID-19, а теперь достигает рекордного дна, по данным Gallup.
Согласно опросов, доверие американцев к Конгрессу составляет 7%, к телевизионным новостям – 11%, системе правосудия – 14%, газетам – 16%, президенту – 23%, Верховному суду – 25%. Наибольшее доверие граждан вызывает малый бизнес с 68% доверия, на втором месте армия с 64%. Согласно опроса, 88% американцев считают, что страна движется в неправильном направлении, сообщает The Hill.
В таких условиях происходит дальнейшая поляризация американского общества, как было указано в тексте, либеральные СМИ добавляют градус напряжения. Поэтому социально-политический конфликт в США будет лишь усугубляться и даже перевыборы в Конгресс не снимут напряжения.
Текущий уровень принятия решений руководством США, в условиях недооценки потери былых возможностей, можно экстраполировать и на внешнюю политику. Поэтому, нам, в России нужно быть готовыми к продолжению роста уровня конфронтации между нашими странами.
Олег Ладогин