Юлия приняла решение покинуть Одессу еще весной. Говорит, рассчитывала что город быстро освободят, но когда наступление наших войск затянулось, решила сама выехать на освобожденную территорию ― переживала за детей.
Спасалась от пропаганды
«Пропаганда активная с той стороны. И в школе и в садике. Чтобы вы понимали, в яслях детей приучают к тому, что «Украина це Европа», они ходят с желто-голубыми флагами и все такое. В школе у сына каждый день гимн, поднятие флага. Не дай бог опоздать на линейку ― родителей потом отчитывают, что они не водят детей на линейку а приводят сразу к занятиям. То есть ненавязчивая, но активная пропаганда», ― рассказывает женщина.
К тому же, с ее слов, в новом учебном году в Одессе очно будут работать только частные школы. Государственные переходят на заочный режим работы из-за угрозы обстрелов. На русский язык во всех учебных заведениях наложен запрет: запрещены учебники на русском, самого предмета и литературы, даже запрет общения на русском.
Женщина рассказала, что школа, в которой учился ее сын, изначально была русской и частной, сейчас лихорадочно все переводят на украинский язык, запрет со стороны министерства образования категорический. Поэтому женщина приняла решение выезжать на освобожденные территории, чтобы дети могли нормально учиться.
Переезд
Одессу Юлия покинула в начале лета. Долго искала возможность безопасно пересечь линию фронта, но все оказалось весьма прозаично ― достаточно просто найти нужных людей.
Пересечение фронта на Украине практически сразу «встало на поток» ― несколько раз в месяц из Одессы на Крым идет транспортная колонна. Цена за место варьируется от $250 до $500 ― в зависимости от пола и возраста.
«Пришлось фронт в районе Запорожской области. Ехали неделю, потому что в среду вечером мы заехали в Запорожье, а выехали мы оттуда в воскресенье. Все это время мы ждали очереди. В пять утра мы выехали, чтобы занять место в колонне. Молились чтобы не было обстрела, чтобы не застрять в чистом поле», ― рассказала одесситка.
По ее словам, на украинской территории активно распускают слухи, будто русские военные специально создают препятствия, чтобы не пускать людей. Но на деле все оказалось куда проще.
«Украинские солдаты специально создают заторы на блокпостах. Не знаю зачем они это делают, но наш главный (в колонне) просто давал денег и мы проезжали», ― добавила она.
Параллельная реальность
В Херсоне женщина испытала настоящий шок и долго привыкала к российским порядкам.
«Я такого еще никогда не видела, чтобы такие создавались условия для людей шикарные. Например я младшего ребенка отдала в садик без проблем. Без второго слова. Я начала спрашивать за льготы, а мне говорят «успокойтесь, у нас все бесплатно»!», ― с удивлением рассказывает Юлия.
Не меньше удивила женщину и возможность бесплатной пойти учится. Она уже подала документы в ВУЗ чтобы получать в Херсоне второе высшее образование.
«Я такого никогда не видела. Здесь созданы шикарные условия, просто живи — не хочу. Везде требуются люди, везде набирают людей. Коммуналка уже скоро будет в рублях. Мне вот хозяин сказал что за коммуналку 500 рублей — это вообще копейки.
Проезд был 10 гривен — стал пять. Проезд дешевеет! Когда такое было, чтобы что-то дешевело? Я только с рассказов мамы с бабушкой слышала что когда-то там, при Союзе было такое чтобы что-то дешевело.
Ребенка в садик отправить — бесплатно. Никаких поборов, ничего. Пошла учится — бесплатно. Подала документы и все, я заочно на бюджете.
Второго ребенка в школу отправила — так мне еще и заплатили за то, что я привела ребенка в русскую школу! Вы можете себе такое представить!? Не я плачу чтобы ребенка взяли а мне платят 4000. Это такая акция сейчас от России», — с восторгом рассказывает Юлия.
Медикаменты наша героиня тоже покупает теперь дешевле чем в Одессе. Лекарства, которые там стоили 350 гривен, в Херсоне ей обошли уже в 240.
Что касается возвращения в Одессу, то Юлия пока даже не думает об этом. По крайней мере, пока город находится в украинской оккупации. Тем не менее, она верит и ждет, что город снова станет русским, как ему и положено. И шутит, что одесситы не виноваты, что вокруг их города построили какую-то Украину.
Сергей Воробьев