Этот «Боевой сокол» Ф-16 принадлежит Венесуэле. Но кроме яркого оперения у этой «птички» больше ничего нет. Венесуэльские «Файтинг фалконы уступают по боевым возможностям даже истребителям «третьего поколения» на вооружении соседей. Фото открытые файлы Вики. Автор Крис Лофтинг
В середине 70-х годов Египет, до той поры считавшийся наиболее преданным союзником СССР в Северной Африке и на Ближнем Востоке, радикально поменял свои политические приоритеты. Военных, негласно державших все нити управления древним североафриканским государством, американские эмиссары посадили на жирное грантовое содержание. Армия Египта стала получать военной помощи от США от полутора, до трёх миллиардов долларов в год, а советская техника, задействованная в войсках, постепенно начала вытесняться американскими и европейскими образцами. Одной из причин, по которым египетские высшие офицеры столь кардинально поменяли свои политические симпатии, выступила якобы плохая репутация боевых машин из СССР, верой и правдой служивших египтянам около двух десятилетий. На неё местный генералитет сваливал все свои фиаско в неудачно сложившихся для Египта арабо-израильских войнах 60-70 годов. Особой критике тогда подвергли советскую истребительную авиацию. Практика показывает, что это был банальный «перевод стрелок». Советские истребители и даже их китайские клоны, в тот же исторический период, отлично зарекомендовали себя в других частях света, к примеру во Вьетнамской и Индо-Пакистанской войне. Но оставим беспочвенные накаты Каира на советские образцы на совести ругателей. А что же было дальше? А дальше, в начале 80-х годов, Египет получил от США первую партию красы, гордости и большой надежды USAF — «Боевых соколов» Ф-16.
Ф-16 ВВС Египта выглядят как настоящие, но имеют устаревшую номенклатуру ракет, неспособны нести ударные функции и вести загоризонтную борьбу. Типичная красивая игрушка для парадов, дорогая и бесполезная. Фото твиттер ВВС Египта.
Самолёт это вполне серьезный, до сих пор находящийся на вооружении стран НАТО и самих США и неплохо продающийся на рынке. Но вот беда. Те истребители, что поставили Египту, и те, что состояли на вооружении ВВС США, оказались, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Египетские Ф-16 давно и безнадежно носят в среде египетских военных прозвища «бесполезные соколы» и «игрушка для парадов». Практически все возможности «сокола» для Египта были серьезно занижены ещё в стадии производства. Египтянам не давали нормальных ракет, ограничивали характеристики их радаров и авионики. Но главной приправой этого горького блюда стало то, что представители США крайне жестко регулировали, где и как можно применять купленную армией «Страны фараонов» технику. Представьте себе, всего египтяне купили 224 «Боевых сокола» и эта крайне серьезная воздушная армада уступала по возможностям практически всем соседям. А без участия специалистов из США вообще не могла бы взлететь, даже на защиту собственных рубежей. К началу 2000-х годов египетская истребительная авиация деградировала до такой степени, что считалась фактически небоеспособной. Но даже при этом американцы умудрялись всячески саботировать и прерывать поставки. Я считаю это высшим маркетологическим пилотажем. Мало втюхать откровенное фуфло. Оказывается, его вполне можно использовать ещё и для откровенного геополитического шантажа.
Индонезии пришлось делать тяжелый выбор между покупкой Су-35 и лишением права на обслуживание нескольких десятков Ф-16, составляющих основу её истребительной авиации. Можно сказать, что этот выбор был предопределен, и увы не в пользу лучшего российского истребителя «4++». Фото ВВС Индонезии.
Ещё смешнее оказалась ситуация с Венесуэлой. Да, вы не ослышались. Были времена, когда Венесуэла, управлявшаяся ручными «христианскими» партиями под чутким руководством Госдепа, числилась в верных союзниках Штатов, почти как сейчас Колумбия. Их «боевые соколы» серии «А» и «В» поступили на вооружение местных ВВС примерно в то же время, что и египетские. И похоже, обе этих партии делали одни и те же люди с не совсем прямыми руками, или, хотя бы, дурными помыслами. Наверное, американцы где-то внутри подозревали, что это богатое нефтью южноамериканское государство рано или поздно постарается национализировать месторождения, которые находились в руках мегакорпораций из США. Что и произошло в конце 90-х, когда к власти пришел Уго Чавес, позднее, по мнению венесуэльских властей, злодейски убитый спецслужбами из тех же США. Фирменные Ф-16 для Венесуэлы и по тем временам считались очень плохими, а как только американцы полностью перекрыли возможности модернизации и ремонта, вообще превратились в кучу бесполезного хлама. Примерно тот же расклад с «боевыми соколами» ещё двух «второсортных» союзников США — Индонезии и послевоенного Ирака. Все они дружно жаловались на крайне низкие качества истребителя и диктат США по поводу их использования. К примеру, когда в Северный Ирак пришли запрещенные игиловцы, американцы регулярно срывали боевые вылеты на ударные миссии под предлогом того, что в рядах союзников Ирака было слишком много проиранских сил, от представителей КСИР, до Хезболлы.
Ирак первым испытал как это такое бывает, когда купленные за живые деньги боевые самолёты не могут вылетать на задания, если американцам что-то не нравится. Во время штурма Тикрита в 2014-2015 годах «соколы» почти два месяца стояли на приколе и вся тяжесть боёв легла на плечи российских «грачей» и вертолётов армейской авиации. Фото ВВС Ирака.
Любопытно, что все четыре страны в последнее десятилетие попытались вновь перейти на российскую технику. Египту даже удалось купить модернизированные МиГи. Но когда речь зашла о Су-35, США пообещал египтянам такие санкции, что те до сих пор чешут затылок и задумываются об их последствиях, хотя окончательно от сделки не отказываются. Примерно таким же образом были запуганы Индонезия и, тем более, полностью подконтрольный США Ирак. И только гордые боливарианцы из Венесуэлы крутят фиги под носом Госдепа и с удовольствием закупили Су-30МК, сделав их основным истребителем своих ВВС.