Этот именно тот случай, когда политика Анкары и очень тонкая игра Владимира Путина играют на пользу России. Визит Реджепа Эрдогана в Сочи и его договорённости в Президентом России вызвали возмущение среди европейских политиков, но сейчас они начинают пытаться «предъявить» Турции. Причина — сближение с Россией, рост товарооборота, укрепление экономических связей и ряд других факторов, о которых будет рассказано в статье. В том числе, действия Эрдогана идущие вразрез с политикой МВФ.
Представители стран ЕС — чем их так стала раздражать Турция
Первое — Анкара никак не желает и даже выступает против, любых ограничений и санкций в отношении России.
Второе — тесные контакты лидеров друг стран и представителей на уровне министерств.
Третье — рекордный рост товарооборота между Турцией и Россией и то, что турецкие бренды, и товары отличного качества успешно занимают освободившиеся ниши на российском рынке.
Четвёртое — переход на расчёты в национальных валютах — рубль и турецкая лира (подвинули доллар и евро).
Заявления европейских представителей цитируют официальные СМИ —
— «Члены ЕС все больше беспокоятся о быстро развивающейся торговле Турции с Россией и о том, что она может помочь Москве в замене европейского импорта и экспорта.»
— «Мы следим за этим. Это нехорошо и плохо воспринимается в ЕС. Это раздражитель.»
В отличие от дряхлеющей Европы, показатели товарооборота между Турцией и Россией впечатляют.
Рост экспорта из Турции в Россию:
- Период май-июль 2021 — 1 млрд 350 млн долларов — май-июль 2022 — 2.04 млрд. долларов.
- Данные только за июль. 2021 год экспорт в Россию — 417 млн. долларов, а в 2022 — 730 млн. долларов.
Как видно рост около 70%. Рекордные показатели роста торговли для Турции. А каков экспорт из России в Турцию? Данные на январь 2022 года — 4 млрд. 261 млн. долларов.
Данные ФТС — рост товарооборота двух стран в в период с января 2021 по январь 2022 — 235 процентов.
В торговых и экономических ведомствах Евросоюза, оказывается ревностно следят за такими успехами и им это не нравится. Спикер ЕС по внешней политике —
— «Когда ЕС сворачивает свои связи с Россией в ответ на ее агрессию против Украины, не совсем уместно расширять связи или взаимодействие с Москвой.»
Как видно в «старушке Европе» маразм крепчает настолько, что будут вредить себе и пытаться распространить это на окружающих.
В продолжение — как турецкие производители используют ситуацию и заходят в Россию — факты и цифры
Данные факты разрушают стереотип, что Турция — это страна теплиц с помидорами, отелей и сувенирных лавок, где дурят туристов. В Турции производят очень качественную бытовую технику, есть свои бренды, также налажена сборка смартфонов, ноутбуков и прочего. Все они отличного качества, могу это утверждать, так как покупали и пользуемся ими.
Не буду отвлекаться, возвращаюсь к основной теме —
Турецкая компания Arcelik — это производитель бытовой техники выкупила пусть и в рассрочку, активы американской компании Whirlpool. Вместе с российскими активами Arcelik получили производство в Липецке на котором возможно выпускать в год более 2.5 млн стиральных машин и холодильников. Интересно, сменят ли название бренда на готовых изделиях?
100 магазинов Reebok немецкой компании Адидас выкуплены турецкой компанией FLO Retailing. Сумма сделки — всего полмиллиарда рублей против изначально заявленных 1.5 миллиарда. Одновременно турецкому холдингу переданы права шить одежду и делать обувь для российского рынка в этой торговой сети.
Турецкий производитель пива Anadolu Efes выкупил долу бельгийского концерна Anheuser-Busch InBev.
FLO начинает прямые поставки через официальное представительство на Wildberries и Ozon — качественная обувь из сегмента масс-маркета. Детская, взрослая для мужчин и женщин, спортивная, молодёжные модели. Цены в пределах 1200-3000 рублей.
Созданы авиакомпании специально для сообщения между Россией и Турцией.
Далее не буду перечислять, чтобы не растягивать статью, но поверьте примеров предостаточно, хватит одной только АЭС Аккую.
Как Эрдоган действует наперекор политике МВФ
Президент Турции диктует сейчас политику ЦБ и несмотря на рекордную для страны инфляцию заставил снижать ставку. Всё это идёт совершенно вразрез с настойчивыми рекомендациями МВФ и принятой практике — повышение ставки для сдерживания инфляции. О результатах пока говорить рано, очень много сложностей в стране — это факт.
Но одновременно есть и другие показатели. Правительство смогло не допустить масштабного кризиса. ВВП показал рост 7.3 процента за 1 квартал 2022 года и превысил показатели за аналогичный период 2021 года. Удалось снизить безработицу, продолжать реализовывать национальные инфраструктурные проекты.
Политика Эрдогана направлена сейчас на участие государства в экономике, усиление национального бизнеса государственной поддержкой.
В пример можно привести ситуацию 20 лет назад. Тогда МВФ для поддержки турецкой экономики начал кредитование бюджета, но с требованиями, точнее обязательствами — так государство должно было снизить влияние на экономику, сократить расходы господдержки для бизнеса и населения, создать профицит бюджета. Первые несколько лет, создавалась обманчивая картинка всеобщего благополучия, но схема начала давать сбой, ВВП начал снижаться, население беднеть, инфляция расти.
Следуя рекомендациям МВФ, ЦБ Турции поднял ключевую ставку в 2018 до рекордных 24 процентов. Эффект был недолгим и инфляция начала опять разгоняться, из страны уходить инвесторы и выводить свои капиталы. Так продолжалось до 2021 года, когда Эрдоган наперекор МВФ начал резко снижать ключевую ставку, а непослушных глав ЦБ попросту снимать с занимаемой должности (есть с чего брать пример).
Результат — остановка роста внешнего долга, доступное кредитование в национальной валюте послужило спасательным кругом для бизнеса и реального сектора. Увеличилась денежная масса, выросло производство товаров, потребление внутри страны и экспорт.
В заключение
Всё вышеперечисленное похоже вызывает «раздражение» не только у политиков ЕС (к которым у Анкары свои счёты), но и в руководстве МВФ, где привыкли, чтобы все действовали по определённым шаблонам.