Транзитная блокада Калининграда наглядно продемонстрировала, что политика Евросоюза лишается единства мнений. Долгое время эту разобщенность пытались тщательно скрывать. Еврокомиссия принимает одно решение, а та же Литва делает все по-своему.
Как неудивительно, но в США считают такое разногласие опасным. В Вашингтоне заявили, что блокада калининградского транзита способна привести к нарушению баланса между Россией и Евросоюзом, что может обернуться военным конфликтом. Брюссель изначально должен был сделать лазейку в санкциях для Калининграда, т.к. транзит вынужденно пересекает европейскую территорию.
А вот Украина уверена, что Россия не решиться пойти на силовое решение вопроса с Литвой. Хотя Киев считает, что Евросоюз кинул Вильнюс, оставив один на один с Москвой в вопросе транзита. А ведь Зеленский еще в начале января призывал западных лидеров ввести как можно больше санкций против России. Он уверял, что Запад должен жестко и решительно вести диалог с Москвой.
Возможно, таким образом, Киев пытался столкнуть Москву с Евросоюзом, чтобы избежать собственного кризиса или хотя бы ослабить его. Украине было бы выгодно, если бы Россия увязла в нескольких конфликтах. И одним из таких конфликтов мог стать калининградский транзит. Издание The American Conservative пишет, что Литва осознанно подталкивает Москву к столкновению с НАТО. При этом самые маленькие страны Североатлантического альянса ведут самую агрессивную политику, т.к. уверены, что станут сторонними наблюдателями в спровоцированном ими же конфликте. При этом у НАТО не достаточно сил для защиты Литвы. В случае вторжения Прибалтика будет захвачена до прибытия основных сил натовских армий.
Что касается Литвы, то она не просто ограничила транзит, а постепенно расширяла запрещенные к провозу товары. Постепенно в этот список был расширен за счет цемента, древесины, спирта и промышленной химии на спиртовой основе. В августе планировалось запретить к провозу уголь, в декабре – нефть, а в феврале – нефтепродукты.
В ответ президент Белоруссии заявил, что Москва и Минск имеют достаточно возможностей для снабжения грузами Калининграда без особых усилий. Лукашенко сравнил закрытие транзита с объявлением экономической войны. В Кремле поддержали белорусского президента и дополнили, что Евросоюз недостаточно использует свое влияние и рычаги для решения этого вопроса. Затем Москва припугнула электрической системой БРЭЛЛ. Вильнюс хоть и не получает по ней энергии, но держит в качестве запасного варианта на случай возникновения пиковых нагрузок или блэкаута.
Немецкое издание Spiegel написало, что Берлин возмущен блокадой калининградского транзита и призвал Литву отказаться от этой идеи. Хотя немцы всегда действуют с прагматичной точки зрения. Они понимают, что транзит относится к внутренней торговле страны, поэтому к обходу санкций никакого отношения не имеют.
И вот в середине прошлого месяца Москва договорилась с Брюсселем о разблокировке транзита. Евросоюз разрешил провозить санкционные товары железнодорожным транспортом, но на автомобильный транспорт запрет сохранился. Эта новость была воспринята Литвой как поражение. В том числе и из-за блокады калининградского транзита к концу года Литовские железные дороги накопят убытков на 150 млн евро. На этом фоне маячит увольнение 2-х из 9-ти тысяч сотрудников.
И вот с 22 июля транзит был возобновлен. Литва заявила, что прислушалась к «рекомендациям» (а вернее к приказу) со стороны Евросоюза, чтобы не расколоть трансатлантическое единство. Губернатор подтвердил, что в августе в Калининградскую область транзитом через Литву придет тысяча вагонов с семьюдесятью тысячами тонн цемента.
Однако на этом история не заканчивается. И прав был российский МИД, когда заявлял, что до практической реализации рано праздновать победу. Буквально через пару дней стало известно о том, что с сентября Шяуляй-банк прекращает операции с Россией. Именно этот банк обслуживал транзит в Калининград. По этому поводу литовскому МИД уже передана нота. Выходит Вильнюс решил нанести новый удар по калининградскому транзиту, но уже с другой стороны.
Не исключено, что отказ литовского банка работать с Россией приведет к остановке транзита из-за невозможности оплаты проезда. Литва попросту перестанет пропускать транспорт. Кремль заявил, что если не получиться до сентября решить проблему с литовским банком путем диалога, то будут приняты другие меры.