Зоны китайских военных учений, которые пройдут вокруг Тайваня в августе 2022 года. Это всё больше становится похоже на морскую блокаду. Инфорграфика Global Times
Похоже, что шутка про то, что многие ждали начала Третьей Мировой из-за визита на Тайвань одной упрямой пожилой леди, вовсе и не была такой уж шуткой. Среди наблюдавших за этим шоу на флайтрадаре и в новостных телеграмм-каналах словно сквозит какое-то разочарование. Мол почему Народно-освободительная армия КНР не обрушила весь свой гнев на мятежный остров и не жахнула по военному борту с американской делегацией. А заодно и по флотской ударной группировке, во главе с авианосцем Рональд Рейган в Южно-Китайском море, ну чтобы два раза не ходить.
Многие обвинили Китай в трусости. В американских СМИ и интернете получил хождение мем про «guy with the plastic balls», намекающий на нерешительность официального Пекина. Похоже, что почтенную публику, избалованную милитаризированными шоу в режиме реального времени, просто обманули в ожиданиях чего-то ещё более мегакрутого. Но те, кто немного знаком с дипломатической культурой Китая и собственно китайским менталитетом, как раз ничего подобного от хитрых китайцев и не ожидали. Они до последнего надеялись, что полет все же не состоится, ибо это прямое оскорбление, которое надолго повиснет чёрной тенью над китайско-американскими отношениями. Но, как говорится, «Рубикон пройден».
Нэнси Пелоси в Тайбэе. Она всегда боролась за «свободу в Китае», имея о предмете борьбы самые смутные представления. Кадры государственного телевидения Тайваня.
Самое грустное в этой истории, что прямо сейчас американцы никакого особого ущерба не получат. Они прогнули свою линию, и несмотря на недоумение многих компетентных людей, празднуют очередную маленькую победу над здравым смыслом. Первым под ударом окажется всё тот же Тайвань, который из-за политических игр и поигрывания мускулами нынешней американской администрацией, уже поимел частичную морскую блокаду. Пока в виде учений ВМС НОАК, с боевыми стрельбами по периметру морской зоны. О сроках окончания сообщения самые туманные, и у Китая есть все возможности сделать их бесконечными. А вот у американского флота уже нет достаточных сил, чтобы этому препятствовать, как это было во время Третьего Тайваньского кризиса в 1995 году. Ордер, во главе с «Рональдом Рейганом» уже от греха подальше уполз от места событий. Для сравнения, в середине девяностых годов четыре американских авианосца буквально выдавили корабли ВМС НОАК из сопредельных вод Тайваня и показательно прошли Тайваньским проливом возле самой Серединной линии между материковым Китаем и островом.
Помимо военных приготовлений, Китай объявил о ряде экономических мер, затрагивающих крайне чувствительные для Тайваня области. Сейчас речь идёт о строительных материалах, цитрусовых и рыбе. Кому-то это может показаться смешным, но для острова, коим и является бывшая Формоза, это станет весьма болезненным, если не критическим ударом. Китай явно берёт курс на экономическое удушение «тайваньских сепаратистов». Понимают это и в Тайбее. Внутри Тайваня Нэнси Пелоси тоже встречали не только цветами, но и манифестациями с плакатами, где её называли, извиняюсь: «американской ведьмой». Понимают это и в США. Так, Вашингтон Пост написала в статье по итогам взбудоражившего мир визита:
«Пожалуй, это навсегда изменит отношения китайско-американские отношения. И подвергнет Тайвань длительным страданиям из-за мер экономического принуждения со стороны Пекина. Влияние этого кризиса долговременно и будет проявляться через недели, месяцы и годы».
Морская пехота НОАК на побережье Тайваньского пролива. Полная боевая готовность. Фото МСиньхуа
Но, если перефразировать известную поговорку из кино, проблемы простых тайваньцев политические элиты Америки совершенно не волнуют. Их, похоже, уже тоже определили в «пушечное мясо» большой геополитической игры и теперь будут выражать сочувствия и словесную поддержку и посылать «чудо-оружие» умеренного срока ветхости, в качестве утешения. А войны, похоже, теперь точно не избежать. Если только Пекин вдруг не сделает Тайбэю предложение, от которого невозможно будет отказаться.