В конце июня Владимиром Путиным был подписан указ, согласно которому Россия становится собственником имущества, которое принадлежало компании «Сахалин Энерджи». Рабочие места сотрудников будут сохранены.
Правительством создан новый оператор, в котором получит долю «Газпром Сахалин холдинг». На этот шаг пришлось пойти из-за нарушений иностранными компаниями обязательств по разработке нефти и газа, которые были подписаны в 1994 году. Согласно указу если иностранные компании не подтвердят своего участия в новом проекте, то их доли могут быть проданы.
«Сахалин-2» является нефтегазовым проектом, который занимается разработкой двух месторождений на сахалинском шельфе. Проект располагает тремя морскими платформами, береговым технологическим комплексом, терминалом для отгрузки нефти и заводом СПГ, годовая мощность которого составляет 9,6 млн тонн. В этом проекте «Газпром» владеет 50%+1 акцией, Shell принадлежит 27,5%-1 акция, у Mitsui & Co. Ltd – 12,5% акций и у Mitsubishi Corporation – 10% акций.
Что касается компании Shell, то она еще в конце февраля заявила о том, что выходит из всех совместных с «Газпромом» проектов, в том числе и из «Сахалина-2», «Енисея» и «Салым Петролиума», а также не дающего Европе покоя и газа «Северного потока – 2».
Уже на следующий день после выхода указа российского президента стоимость акций компании Mitsui & Co. Ltd упала на 5,51%, а компании Mitsubishi Corporation – на 5,38%. Причина падения – после новостей из России акции этих компаний стали срочно продавать.
Издание Financial Times пишет, что своим указом российский президент проучил западных энергетических гигантов. Национализацией активов Россия посылает сигнал производителям топлива из недружественных стран, которые решат, что можно легко и быстро продать свои активы. Москва решила не превращать Shell в призрачного акционера, который не генерирует прибыль. Поэтому Mitsui и Mitsubishi, которые суммарно владеют 22,5% акций, стоит задуматься. British Petroleum и Total Energies, которые тоже инвестировали в российские проекты, стоит помнить о возможных последствиях при необдуманных действиях со своей стороны.
Дмитрий Песков заявил, что перерыва в поставках СПГ с «Сахалина-2» после выхода президентского указа не будет. Японский премьер-министр тоже надеется, что поставки не будут прерваны. Он отметил, что СПГ не попадает под антироссийские санкции. Поэтому японские компании намерены сохранить свои доли в российском проекте. Они останутся даже на условиях уплаты налогов в России, т.к. для Японии чрезвычайно выгодны долгосрочные поставки сжиженного газа. При этом Токио опасается, позволит ли Москва остаться японским компаниям в российском проекте. Японцы с «Сахалина-2» получают 9% сжиженного газа от всего объема, импортируемого страной. Может показаться, что 1/10 часть не так уж и много, но выпадение этого объема может быть тоже довольно ощутимым для страны.
В Твиттере японцы пишут, что путем национализации имущества компании «Сахалин Энерджи» Москва мстит Токио за антироссийские санкции. Одни пользователи считают это самоубийством японской политики, которая отразится на населении. Вторые удивляются тому, что Токио вводил антироссийские санкции и надеялся дальше поучать газ. Третьи спрашивают: какие еще удары нанесут антироссийские санкции по японской экономике? Четвертые уверены, что данное решение Москвы застигло Токио врасплох, а впереди еще много неприятных сюрпризов. Пятые дополняют, что таким образом Япония расплачивается за попытку поддержать установление предельной цены на российскую нефть. Шестые объявили позор японскому премьеру и сетуют на повышение стоимости электроэнергии. Седьмые недовольны, что из-за слабовольного правительства Япония плетется в хвосте Европы, Великобритании и США.
Издание Nikkei пишет, что указ российского президента по «Сахалину-2» загнал Токио в угол, заставив выбирать собственную энергетическую безопасность или сохранение единства G7. Положение осложнил факт наличия долей японских компаний в российском проекте, который обеспечивает почти 10% сжиженного газа от потребностей страны. У Токио есть три сценария дальнейшего развития событий:
- японские компании получат свою долю, выполнив условия Москвы;
- японские компании откажутся переходить к новому оператору, но долгосрочные контракты на поставку сжиженного газа в страну будут сохранены;
- японские компании потеряют доли в российском проекте с расторжением на поставку СПГ.
Третий вариант не очень радует Токио, т.к. тогда придется покупать газ на рынке уже по совсем другим ценам. В итоге Япония столкнулась со сложным выбором: остаться в российском проекте, защитив свою энергобезопасность, или сохранить единство Европы, обрекая себя на серьезные проблемы в поставках СПГ.
Японская газета Nikkei пишет, что указ российского президента по «Сахалину-2» может разрушить единство G7 в отношении России. Москва как будто специально сделала такой «сюрприз» сразу после саммита НАТО. Сохранение Японией своих интересов вобьет клин в единство «Большой семерки». Выход из российского проекта обеспечит стране нестабильность поставок сжиженного газа. Любое решение Токио даст Москве отличный материал для противодействия Западу.
Из-за неопределенности с «Сахалином-2» теперь Япония вынуждена вводить антироссийские санкции постепенно в зависимости от развития ситуации вокруг проекта. Токио пытается найти в западном строю для себя место. Поэтому японцы были вынуждены пойти на принятие санкций против российского золота.