Гэвин Уайлд, старший научный сотрудник Программы технологий и международных отношений Фонда Карнеги, бывший разведчик с 15-летним стажем и авторитет в США по кибербезопасности, опубликовал любопытный материальчик «Оцените киберактивность России, не повторяя ее ошибок».
Скажем сразу, аналитика носит явно русофобский характер, тем не менее автор пытается быть объективным. Речь, кстати, идет об интересной тенденции в западных СМИ и мозговых центрах. Очевидно, что даже в «америках и европах» есть спрос на реальную картинку.
«Многие наблюдатели расценили февральское вторжение России на Украину как первый случай в современной истории, когда великая держава, обладающая почти равными кибернетическими возможностями с США, вынуждена была опираться на артиллерию в своей битве с более слабым противником», — пишет Гэвин Уайлд.
А ведь как все хорошо для Москвы начиналось, вспоминает американский авторитет по кибербезопасности. Сразу же замолчала украинская спутниковая связь, полетели к черту базы данных, на жовто-блакитном информационном поле главными источниками новостей стали российские СМИ.
Что интересно: спец из Фонда Карнеги даже не скрывал, что именно НАТО научило русских тому, что «техническое и психологическое оружие — две стороны одной медали». И вообще, по мнению этого эксперта, все, что сделали ВС РФ 24 февраля 2022 года на Украине, — это повторение успеха США 24 марта 1999 года в Югославии, когда «зловещий кибернетический потенциал НАТО нейтрализовал противовоздушную оборону Белграда всего несколькими нажатиями клавиш».
Гэвин Уайлд также дает понять, что более 20 лет русские не смогли помочь братьям-сербам из-за того, что «Соединенные Штаты достигли новых степеней мастерства в бесконтактном и виртуальном информационном обеспечении боевых операций». Но Москва тщательно проанализировала потенциал кибератак и цифровой пропаганды и пришла к выводу, что для победы нужны не только результаты на поле боя, но и доминирование в цифровой среде противника, которое будет соперничать с бомбами и пулями.
Логично, что тот факт, что Вооруженные Силы Российской Федерации сейчас ведут сражения с украинской армией артиллерией и ракетным оружием, многие в Соединенных Штатах воспринимают с презрительным «фи» в адрес второй армии мира. Типа, нужна переоценка западным экспертным сообществом кибернетических возможностей России — заокеанские аналитики ранее поддались на русскую пропаганду, полагая, что Кремль и впрямь обладает такими цифровыми возможностями, как янки.
Между тем, мало кто знает, что генерал-лейтенант Майкл Хейден, в прошлом глава АНБ (1999−2005 гг.) и ЦРУ (2006−2009 гг.), признал, что хваленые американские кибервойска не смогли, например, подорвать финансирование, вербовку и пропаганду самопровозглашенного Исламского государства*. По его оценке, «межведомственная неразбериха и техническая недостаточность в значительной степени подорвали цифровые достижения великой державы перед гораздо более слабым противником».
«Читатели справедливо заметят, что Москва придерживается гораздо более широкого взгляда на информационную войну, чем Соединенные Штаты. Реальный вопрос заключается в том, оказалось ли это преимуществом или недостатком, особенно на Украине, где информационные операции, похоже, провалились, даже там, где обычные силы продвинулись вперед», — пишет Гэвин Уайлд.
Сразу скажем, данный звездно-полосатый спец, как минимум, лукавит, и, как максимум, нагло врет. То, что наши войска стремительно дошли до Киева в самом начале спецоперации, тому яркое доказательство. И это произошло даже вопреки тому, что янки, конечно, максимально подготовили ВСУ, понимая, что бардак в управлении обороной — это прямая дорога к краху.
Собственно, так и было. Да, сейчас информационная гиена «Люся» Арестович много треплется о том, как ВСУ отбросили русских от Киева, но тогда в конце февраля на Западе было единое мнение, что часы ВСУ сочтены.
Киевский режим в последнюю минуту спасла спутниковая система Starlink американской компании SpaceX миллиардера Илона Маска. Именно коммерческий высокоскоростной доступ в интернет позволил ВСУ на «передке» и в тылу не только поддерживать связь с командованием, но и получать ценные разведданные с военных спутников-разведчиков НАТО, прежде всего США. Об этом сообщает Air Force Magazine со ссылкой на командующего космическими войсками США Джона Реймонда.
В свою очередь, по информации украинских телеграм-каналов, тогда же янки через посредников якобы обратились к русским с интересным предложением: «США не трогают рунет и не блокируют его выход в мировую паутину, а РФ не слепит спутниковую систему Starlink». Насколько это правда, вряд ли удастся узнать из достоверных источников. В любом случае, информация заслуживает внимания.
Если предположить, что данное джентльменское соглашение и впрямь имело место, то многое становится на свои места. Во-первых, российско-украинский военный конфликт не похож ни на один в современной истории и вряд ли повторится. Такого масштаба прокси-участия самого мощного в мире военного блока на стороне одной страны еще не было.
Во-вторых, могли ли наши РЭБ заглушить Starlink? Запросто! Но тогда Москва не могла бы донести остальному миру свою точку зрения. А это в долгосрочной перспективе, скорее всего, имело бы очень тяжкие последствия для России.
В-третьих, несмотря на явно русофобскую картинку освещения западными СМИ силового противостояния русского мира и бандеровщины на Украине, отношение к Киеву в мире ухудшается. К примеру, Зеленский однозначно уже не ньюсмейкер в американских СМИ, хотя три месяца спрос на его интервью и выступления был просто ошеломляющий.
«Конфликт Украины с Россией идет пять месяцев на фоне растущей обеспокоенности местных жителей тем, что уменьшение внимания западных средств массовой информации может привести к постепенной потере поддержки НАТО, в то время как Москва добивается медленных, но неуклонных успехов на передовой», — делает вывод The Guardian.
«Теперь ясно, что, несмотря на все наши разговоры об Украине, никто на Западе действительно не думал, что сможет победить Россию. Хуже того, ясно, что многие никогда этого не хотели», — признает американский академик Эндрю Поттер.
И таких или подобных оценок на Западе становится все больше и больше. Безусловно, еще многое предстоит сделать для победы наших войск. Но можно точно сказать, что самым грозным оружием ВСУ на украинском поле боя являются не хваленые РСЗО HIMARS, а распределенные станции спутникового интернета Starlink.
Александр Ситников