Успех российских военных компаний, фактически вытеснивших Францию с ряда её неоколониальных делянок в Центральной и Западной Африке, не мог ускользнуть от внимания американцев. До последнего времени они исполняли роль активного наблюдателя, участвуя лишь в информационных атаках против россиян. Но события «в желтой жаркой Африке, в центральной ее части», начали разворачиваться слишком стремительно и по самому негативному для Запада сценарию. Всего за три последних года Центральноафриканская республика, Мали, а теперь и Буркина-Фасо, да и не только они, вдруг резво начали проявлять повышенный интерес к налаживанию контактов и военно-технического сотрудничества с Россией, или, как говорят представители Госдепа: «эти страны оказались в сфере зловредного российского влияния». А когда россияне помогли руководству ЦАР впервые в истории зачистить большую часть страны от радикальных исламистских групп (армия ЦАР под руководством российских спецов освободила за полтора года 36 городов), по всему континенту началась настоящая «вагнеромания».
Эммануэль Макрон пытается спасти влияние Франции, отправившись в тур по трём большим странам континента. Но, похоже, его поезд ушел и повышенная активность американцев на этом направлении говорит об этом лучше всего. Фото AFP
Французы были страшно возмущены столь бесцеремонным вторжением в те места, которые они с конца девятнадцатого века считают своим задним двором. Но в итоге, они нарвались на бурную реакцию местных правителей. Тем за восемь последних лет надоела беспомощная возня французского военного контингента, в результате которой территория, контролируемая различными повстанцами и откровенными террористами из радикальных религиозных группировок, только увеличивалась. И только с приходом специалистов из России ситуация начала меняться в лучшую сторону. Считается, что именно к российскому ЧВК с неформальным музыкальным названием «Вагнер» принадлежат все военные инструкторы, консультирующие местные вооруженные силы. Вопрос это дискуссионный, но марка есть марка. Тем более, что «музыканты» везде доказывают свой высочайший профессионализм.
Пока речь шла о самых бедных государствах, да ещё и лишенных крупных нефтяных месторождений, американцы смотрели на это без особого трепета. Но теперь границы «российской сферы влияния» подошли совсем близко к нефтеносным районам африканского региона Сахель и к урановым шахтам ещё одной нищей страны с непопулярным нынче названием Нигер. В середине нулевых события в Нигере (пятой стране в мире по запасам урана) послужили одной из причин организации континентального штаба AFRICOM, особой военной структуры США, занятой исключительно африканскими делами.
Буквально на днях в задачи Африкома, помимо текущих проблем борьбы с исламистскими группировками, которую они удачно провалили, вошла ещё более сложная миссия — по сдерживанию специалистов из одного популярного «оркестра». Об этом сообщили инсайдеры сенатского Комитета по вооруженным силам США. Именно такое распоряжение было отдано новому и. о. командующего Африком, генерал-лейтенанту Корпуса Морской пехоты США Майклу Э. Лэнгли. В течении двух месяцев он должен представить расширенный план противостояния русским в Сахеле и от этого во многом зависит его дальнейшая карьера. Что тут можно сказать. Это уже настоящее признание. Кроме того, американские законодатели крайне озабочены, что большинство африканских лидеров категорически не хотят портить отношения с Россией и постоянно это подчеркивают. Было решено внести дополнительные пункты финансирования, для влияния, или, проще говоря, подкупа несговорчивых. Ну или организации переворотов против самых упрямых. В этой части мира такие события в порядке вещей, а американцы, судя даже по признаниям недавнего высшего руководства, в этих делах большие специалисты. Словно мы и без них об этом не знали.
Говорят, что главу МИД РФ Сергея Лаврова в Африке принимают много теплее и радушнее целого президента Франции Макрона. Кадры конголезского телевидения.
А Францию от африканских дел похоже решили окончательно устранить. Более ста лет она безраздельно доила этот регион, но теперь, потеряв всякую политическую самостоятельность, стала лишним звеном в противостояниях «Холодной войны 2.0». Это до смешного напоминает о временах заката колониального владычества Франции, когда проиграв войну вьетнамцам (действовавшим при самой активной помощи советских товарищей), она вынуждена была убраться из Индокитая, уступив место американцам. Тех, впрочем, тоже хватило ненадолго. Будем надеяться, что и здесь повторится та самая история.