Разговор Байдена и Си, вероятно, будет касаться торговли, Украины и Тайваня и может стать последним хорошим шансом избежать более серьезной конфронтации. Ожидается, что четвертая прямая беседа между президентом США Джо Байденом и председателем КНР Си Цзиньпином состоится в четверг (28 июля), в ходе которой лидеры обсудят наболевшие вопросы, связанные с двусторонней торговлей, вводом войск России на Украину и Тайвань.
Некоторые аналитики и наблюдатели считают, что этот звонок может стать последней решающей дипломатической попыткой вернуть отношения в нормальное русло и избежать более серьезной конфронтации, включая потенциальный вооруженный конфликт. После того, как 20 июля Байден заявил, что рассчитывает поговорить с Си в течение 10 дней, ни одна из сторон официально не объявила дату долгожданного диалога. Американские СМИ сообщили, что звонок состоится в четверг, но Пекин не подтвердил дату и даже то, состоится ли разговор.
Представитель Белого дома по национальной безопасности Джон Кирби заявил журналистам во вторник, что телефонный разговор Байдена и Си будет направлен на регулирование экономической конкуренции между двумя странами и обсуждение конфликта на Украине и напряженности вокруг Тайваня. Кирби сказал, что Байден еще не решил, отменят ли США тарифы на некоторые китайские товары, введенные его предшественником Дональдом Трампом.
Ранее в этом месяце министр иностранных дел Китая Ван И сказал госсекретарю США Энтони Блинкену, что США должны выполнить требования Китая, изложенные в «четырех списках». Эти списки включают в себя один, в котором говорится, что США должны исправить «неправильные речи и поведение» в своей политике в отношении Китая, один, в котором представлены ключевые отдельные случаи, вызывающие озабоченность, другой, касающийся отмены санкций США и дополнительных тарифов против Китая, и последний, который включает восемь областей. где обе стороны могут увеличить сотрудничество. Китайские СМИ заявили, что четыре списка, возможно, не смогут изменить поведение США, но могут, по крайней мере, остановить администрацию Байдена от новых действий, выходящих за красные линии Китая.
После того, как Байден вступил в должность в январе прошлого года, он и Си провели первый телефонный разговор 10 сентября. Си призвал Байдена отменить тарифы, введенные администрацией Трампа на различные китайские товары, в то время как Байден пытался привлечь Си к вопросам изменения климата. Перед звонком китайские СМИ заявили, что Пекин возлагает большие надежды на то, что администрация Байдена будет стремиться улучшить китайско-американские отношения, которые резко ухудшились при Трампе.
Но на трехчасовой виртуальной встрече с Си 15 ноября Байден выразил озабоченность США по поводу предполагаемых нарушений прав Китая в Синьцзяне, Тибете и Гонконге; Си ответил, что США не должны вмешиваться во внутренние дела Китая. После звонка китайские СМИ раскритиковали США за неспособность удовлетворить требования, выдвинутые Китаем, и в то же время удвоить усилия в попытке удалить Китай из глобальных цепочек поставок.
После того, как Россия ввела войска на Украину 24 февраля этого года, Си и Байден провели третий телефонный разговор 18 марта. В этом разговоре Байден, как сообщается, предупредил, что будут «последствия», если будет обнаружено, что Китай оказывает «материальную поддержку» военным усилиям России. Что некоторые восприняли как сигнал после звонка, Пекин разрешил китайским новостным веб-сайтам с жесткой цензурой сообщать о некоторых неудачах, понесенных российскими войсками на Украине, вместо того, чтобы просто повторять заявления Кремля о военных успехах.
Однако ситуация снова изменилась после телефонного разговора Си и президента России Владимира Путина 15 июня, в ходе которого оба лидера заявили, что будут укреплять партнерство и сотрудничество. Пекин заявил, что Москва поможет противостоять любой силе, которая вмешивается во внутренние дела Китая, используя в качестве предлога проблемы, связанные с Синьцзяном, Гонконгом и Тайванем.
Во вторник официальный представитель Китая по иностранным делам Чжао Лицзянь заявил, что информации об ожидаемом четвертом телефонном разговоре Байдена и Си нет. Однако в понедельник Чжао заявил, что Пекин «серьезно готовится» к возможности визита спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси на Тайвань. «Мы полностью готовы к любому развитию событий. Если американская сторона будет настаивать на визите, китайская сторона примет твердые и решительные меры для защиты нашего суверенитета и территориальной целостности», — сказал Чжао, — «США должны взять на себя полную ответственность за любые серьезные последствия, вытекающие из этого».
9 июля Блинкен сказал журналистам после встречи с министром иностранных дел и государственным советником Ван на Бали, Индонезия: — «Что касается агрессии России на Украине и роли в этом Китая, я снова поделился с государственным советником, что мы обеспокоены сближением Китая (КНР) с Россией. Теперь вы слышите из Пекина, что он заявляет о своей нейтральности. Я бы начал с того, что довольно сложно оставаться нейтральным, когда дело доходит до этой агрессии. Спустя более четырех месяцев после начала конфликта, КНР все еще поддерживает Россию. Это эхо российской пропаганды по всему миру. Китай защищает Россию в международных организациях. Я считаю, что он уклоняется от своей ответственности в качестве члена Совета Безопасности, как я уже сказал, и даже участвует в совместных военных учениях».
Ван отдельно сказал в своем заявлении, что, поскольку США пообещали, что не будут стремиться изменить политическую систему Китая, они должны начать уважать выбор Китая двигаться по пути социализма и прекратить очернять политическую систему и политику Китая. Ван также сказал, что США не должны начинать «новую холодную войну» или использовать проблемы Тайваня для подавления материкового Китая, а вместо этого должны изменить свой менталитет с нулевой суммой и отменить все тарифы, наложенные на китайские товары.
Министр торговли США Джина Раймондо недавно заявила, что имеет смысл поднять тарифы на такие товары, как велосипеды и товары для дома, но не на товары тяжелой промышленности, такие как сталь и алюминий. Торговый представитель США Кэтрин Тай заявила, что борьба с инфляцией в США является более сложной проблемой, и ее нельзя решать, уделяя особое внимание отмене тарифов в Китае. Управление USTR завершило двухмесячные консультации по тарифам Раздела 301 на первую партию китайского промышленного импорта 5 июля. Но Байден еще не принял решение о том, отменят ли США какие-либо или все тарифы эпохи Трампа на Китайские товары.
По сообщениям СМИ, в ходе последних трех телефонных разговоров Байдена и Си два лидера обсуждали Тайвань, но не смогли договориться ни о чем существенном. Этот вопрос недавно оказался в центре внимания, поскольку на прошлой неделе Пелоси заявила, что планирует посетить Тайвань в августе. Китайские СМИ до сих пор в основном молчали о предстоящем телефонном разговоре Байдена и Си. Совсем недавно, 10 июля, китайские новостные веб-сайты широко распространили комментарий, в котором резко критиковались США за невыполнение требований Китая по четырем спискам. В статье говорится, что США проигнорировали два предыдущих списка Китая по «неправильным» речам и поведению Америки в ее политике в отношении Китая, а также еще один по вызывающим озабоченность вопросам, в том числе в отношении китайских студенческих виз и растущих антикитайских настроений в США. В нем также говорится, что именно поэтому Ван дал Блинкену еще два списка — один по отмене санкций и тарифов США против Китая, а другой по восьми областям потенциального двустороннего сотрудничества.
В той же статье говорится, что последний список по сотрудничеству, в том числе в области общественного здравоохранения и изменения климата, также был направлен как предупреждение Вашингтону о том, что Пекин не испугается, если США решат полностью отделиться от Китая. Автор статьи считал, что четыре списка помогут Китаю противостоять тому, что он назвал «высокомерием» США.
ДЖЕФ ПАО