В последние недели в Брюсселе серьёзно озаботились проблемой балканских стран и особенно Сербии. Если ещё недавно опросы показывали, что заметно большая часть населения страны так или иначе видела будущее экс-югославской республики в Европейском Союзе, то теперь евробюрократы, ответственные за «европеизацию» Балкан вдруг обнаружили резкую обратную тенденцию. И им есть от чего расстраиваться. За последние десять лет в работающие в Сербии фонды, институты евроинтеграции и прочие НКО были бесцельно вброшены сотни миллионов евро, а отдача от работы этих «некоммерческих» деятелей даже не нулевая. Она отрицательная. Тут как раз подоспел интересный отчётец от крупного исследовательского агентства Ipsos Group, третьей по величине в мире корпорации, исследующей и анализирующей общественные тенденции. И что же они обнаружили, опросив более десяти тысяч сербов, разных возрастных групп и социального положения? А то, что за последние десять лет количество местных жителей, чрезмерно увлеченных европейскими идеями, упало на целых 23%. Десятилетие назад, когда в марте 2012 года Сербия получила статус кандидата в участники Европейского Союза, их доля составляла до 58% взрослого населения традиционного российского союзника. Теперь она впервые за время сербских евросоюзовских исканий снизилась до 35%.
Любопытно, что в числе главных причин такого недоверия к европейским структурам простые сербы называют двойные стандарты в подходе к проблеме Косово и ожесточившуюся антироссийскую риторику, в которой похоже нет больше никаких этических рамок. Об этом заявляли даже те, кто недавно сам хотел «в Европу». Многие сербы ещё помнят как их ломали через колено санкциями и ложными обвинениями, приняв сторону откровенных бандитов из Освободительной Армии Косова, во главе с настоящими военными преступниками. Не забыли они и «демократические» бомбардировки.
Ещё больше этим балканским упрямцам не нравится то беспрецедентное давление, которое оказывают на них различные Еврокомиссариаты, с целью присоединения к антироссийским санкциям и признания Косово. Здесь евробюрократы давно перешли от стадии уговоров и мелкого шантажа к откровенному выкручиванию рук. Но официальный Белград держится, ибо для любой политической силы в Сербии предательство России и признание Косово равносильны политической смерти. И чем сильнее это давление, тем больше сербов не хотят иметь с Брюсселем ничего общего.
Вот такая она — гордая славянская натура. Как это удивительно на фоне ряда постсоветских государств, готовых на немыслимые жертвы, ради чисто гипотетического «вступления в ЕС». К тому же у сербов перед глазами пример нескольких соседних стран, лишившихся из-за членства в Евросоюзе не только собственных экономик, но и остатков суверенитета. Или готовящихся стать «пушечным мясом» против России, как Румыния и Польша. Так что случись прямо сейчас референдум о вступлении Сербии в ЕС, точно «за» проголосовало бы 35%, а точно «против» — более 44%. Ещё более 8% ответило, что скорее нет, чем да.
В руководстве Европейского Союза подобное упрямство связывают, внезапно, с тлетворным влиянием вездесущей российской пропаганды. И, чтобы её перебить, еврокомиссары решили вломить ещё деньжат в сербских «граждан с хорошими лицами». В те же самые НКО, которые с треском провалили разъяснительную работу на балканском направлении. Дополнительно к тому, что уже выделяется, добавили ещё пять миллионов евро в год. Это как-то мелко. Сразу видно, что никаких иллюзий об «исправлении» взглядов сербов в Европе не испытывают.