В последнее время участились разговоры о формировании «арабского НАТО» в связи с интенсивными встречами лидеров стран Персидского залива и Египта, а также визитом президента США Джо Байдена на Ближний Восток. Возможна ли реализация этого проекта? И каковы его цели? Легко ли их будет достигнуть?
Президент США Джо Байден завершил свое турне по Ближнему Востоку, которое включало в себя Израиль и Саудовскую Аравию, в ходе которого он встретился с лидерами стран Персидского залива, Иордании, Египта и Ирака. Это является его первым визитом в регион с момента прихода к власти в январе 2021 года. Он обсудил несколько основных моментов, особое внимание среди которых уделялось тому, как противостоять «ядерному Ирану».
Этому визиту предшествовали встречи, в которых приняли участие лидеры Саудовской Аравии, Иордании, Египта, ОАЭ и Катара.
По имеющимся данным, администрация президента США Джо Байдена пытается оказать давление на своих арабских союзников с целью создания регионального военного союза, так называемого «арабского НАТО». Этот союз будет объединять страны Совета сотрудничества государств Персидского залива, Египет и Иорданию, с одной стороны, и Израиль, с другой. Первыми предпосылками к этому были «Соглашения Авраама».
Создавая такой альянс, администрация США хочет заполнить пустоту, которую может оставить Вашингтон после себя, если он осуществит свой уход с Ближнего Востока, чтобы ситуацией не воспользовались Москва, Пекин и Тегеран.
Некоторые сообщения также связывают идею «арабского НАТО» с нормализацией арабских отношений с Израилем в контексте Соглашений Авраама, поскольку администрация США считает, что через данный союз они могут сблизить Израиль и страны Персидского залива, и они могли достичь главной цели — противостоять Ирану. Таким образом, американские власти смогут посвятить себя американской внутренней политике, а также противостоянию «новой России» и «поднимающемуся Китаю».
Однако заявления арабских официальных лиц свидетельствуют о том, что идея нацеливания на Иран через «арабское НАТО» далека от реализации, поскольку дипломатический советник президента ОАЭ Анвар Гаргаш заявил в пятницу, что ОАЭ «не будут быть частью альянса против Ирана». Также стоит отметить и переговоры, которые Эр-Рияд ведет с Тегераном в Багдаде, чтобы уменьшить напряженность между двумя странами.
В субботу министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Фейсал бин Фархан Аль Сауд отрицал, что ему известно о каких-либо переговорах о создании оборонительного альянса стран Персидского залива и Израиля. Он подчеркнул, что Королевство «не участвует в подобных переговорах».
Эксперты исключают общественное признание арабскими странами интересов Вашингтона в отношении такого союза. Это произойдет независимо от пересечения интересов, объединяющих Вашингтон, Тель-Авив и враждебные Ирану арабские страны. В то время как одни считают его серьезным проектом, другие видят в нем просто мыльный пузырь.
Много препятствий для создания «арабского НАТО»
Эксперт, специализирующийся на американской политике, Джо Макарон заявил: «Время от времени этот проект возвращается на первый план, но все еще существует много препятствий для его реализации, и их трудно преодолеть в обозримом будущем».
Он подчеркнул: «Пересечение каких-либо интересов между арабскими странами и Израилем необязательно означает создание чего-то вроде арабского НАТО. Каждая из этих сторон имеет свои союзы, структуры безопасности и механизмы принятия военных решений, а также свое представление о том, как вести себя с Ираном».
США переключили свое внимание на Пекин и Москву.
Эксперты отмечают, что существует тесная связь между планируемым проектом «арабского НАТО» и постепенным уходом США с Ближнего Востока, а также сосредоточением внимания Вашингтона на Китае и России.
Макарон заявил в этом контексте: «Администрация Байдена желает нормализации арабо-израильских отношений, но она отличается от администрации Трампа и не считает, что функция этой нормализации должна заключаться исключительно в сдерживании Ирана. Администрация Байдена считает, что такая нормализация наряду с ядерным соглашением с Ираном успокаивает ситуацию в регионе и тем самым позволит Вашингтону перенаправить свои ресурсы с Ближнего Востока на более приоритетные направления, такие как сдерживание Китая и России».
Эксперты расценили «возможный уход американцев» из региона как снижение американской роли в регионе, за которым последуют неразберихи в политике и безопасности. При этом Дональд Трамп в последние дни своего правления пытался нарисовать черты новой американской стратегии в отношении региона, которая была представлена в Соглашениях Авраама. Также произошло присоединение Израиля к зоне операций Центрального командования с целью усиления безопасности и военного присутствия Тель-Авива в регионе, наряду с последующим формированием арабо-израильского союза.
Относительно связи между «арабским НАТО» и Соглашениями Авраама Макарон сказал следующее: «Идея арабского НАТО предшествовала Соглашениям Авраама, но она потом укрепилась после действий по нормализации, начавшихся в последние годы. Кажется, что американские и израильские силы с намного большим энтузиазмом, чем большинство арабских стран, относятся к этой нормализации, так как считают ее выгодной для себя с точки зрения политики и безопасности».