Отставка Драги, скорее всего, коренным образом изменит позицию Италии касательно войны и её отношение к России, пишет в американском журнале National Interest внештатный старший научный сотрудник New American Engagement Initiative в Атлантическом совете и профессор политологии в Университете Мэри Вашингтон Джейсон Дэвидсон.
Отставка Марио Драги с поста премьер-министра Италии может показаться незначительным событием на мировой арене. В конце концов, Драги, скорее всего, будет возглавлять временное правительство до сентября, пока не состоятся парламентские выборы. Более того, ведущие деятели итальянских правых, которые, как ожидается, одержат победу на предстоящих выборах, выразили поддержку Украине после вторжения России 24 февраля. Однако более пристальный взгляд на итальянскую политическую сцену показывает, что позиция Италии в отношении российско-украинской войны, вероятно, существенно изменится из-за отставки Драги. Изменение позиции Италии в отношении войны станет серьезным ударом по единой позиции Запада в поддержку Украины.
Марио Драги, бывший глава Европейского центрального банка, был приведен к присяге в качестве премьер-министра Италии в феврале 2021 года, чтобы возглавить правительство национального единства. Когда год спустя Россия начала полномасштабное вторжение в Украину, Драги занял твёрдую позицию в пользу Украины и против России. Италия способствовала укреплению восточного фланга НАТО, оказывала помощь Украине и поддерживала жесткие санкции против России, несмотря на то, что у Италии исторически сложились прочные торговые отношения с Россией и она сильно зависит от российской нефти и газа. Лучшим показателем важности Италии в реакции Запада на российско-украинскую войну стал июньский визит Драги в Киев вместе с президентом Франции Эммануэлем Макроном и канцлером Германии Олафом Шольцем.
Отставка Драги, скорее всего, коренным образом изменит позицию Италии в отношении войны и отношение к России. Текущие опросы показывают, что правые, скорее всего, одержат победу на сентябрьских выборах. Лидеры основных правых партий Италии всегда поддерживали Владимира Путина. Маттео Сальвини из партии «Лига» носил футболку с изображением Путина и называл его «одним из лучших людей в правительстве в мире». Джорджия Мелони, глава «Братьев Италии», восхваляла Путина как защитника «европейских ценностей» и «христианской идентичности». И, конечно же, Сильвио Берлускони долгое время был одним из лучших друзей и сторонников Путина в западноевропейской политике.
Даже если коалиция правых партий не победит в сентябре, позиция Италии в отношении российско-украинской войны, скорее всего, изменится. Исторически итальянская общественность имела пророссийское направление и разделилась во мнениях, кто виноват в войне на Украине. С февраля итальянские СМИ предоставили дружественным Кремлю голосам много эфирного времени для защиты действий России. Примечательно, что левопопулистское Движение пяти звезд недавно раскололось из-за решения правительства Драги направить военную помощь Украине.
Чтобы было ясно, это не означает, что следующее итальянское правительство, вероятно, будет полностью поддерживать путинскую Россию, учитывая жестокость ее войны на Украине. Однако это означает, что итальянские правые будут проводить политику, которая ослабит единство Запада против России. Во-первых, следующее итальянское правительство, скорее всего, будет настаивать на том, чтобы Украина провела переговоры с Россией о прекращении войны, даже если это означает, что Киев должен уступить территорию. В июне Сальвини объявил о своем плане «мирной миссии» в Москву (от которой он отказался после критики со стороны левоцентристских членов правительства). Если Сальвини станет ведущей фигурой в будущем итальянском правительстве, он, скорее всего, возобновит свои мирные инициативы. Следовательно, Италия усилит партию «мира» на Западе за счет нынешней позиции США, согласно которой только Украина должна решать, что она собой представляет и не желает уступать.
Во-вторых, пост-драгивское правительство вряд ли поддержит какие-либо дополнительные санкции против России, особенно меры в отношении нефти и газа. Хотя ни одна из них в настоящее время не выступает за выход из Европейского союза (ЕС), Лига и «Братья Италии» открыто выражают евроскептицизм и в последнее время более критически относятся к неспособности правительства взять под контроль цены на энергоносители. Учитывая, что ЕС требует единогласного консенсуса перед введением санкций, это означает, что Брюссель не сможет и дальше ужесточать энергетические санкции против России.
В-третьих, Запад может ожидать, что будущее итальянское правительство откажется от любой новой военной помощи Украине. В июне опрос показал, что итальянская общественность зарегистрировала самый низкий уровень поддержки в «Большой семерке» «военного противодействия России» — позиция, согласующаяся с пацифизмом страны после Второй мировой войны. Не поддерживая открыто Россию, итальянские официальные лица смогут утверждать, что предоставление большей военной помощи Киеву лишь способствует ненужному кровопролитию.
Наконец, пост-драгивское правительство, скорее всего, будет уделять больше внимания таким угрозам, как терроризм в Средиземноморье, и гораздо меньше — России, что НАТО подчеркнуло в своей недавней Стратегической концепции. Сосредоточение внимания на терроризме и других угрозах со Средиземноморья гораздо больше соответствует миграционной фобии итальянских правых, чем озабоченности по поводу России. Позиция Италии усилит поляризацию между странами Восточной Европы, ориентированными на Россию, и странами Южной Европы, ориентированными на угрозы, исходящие от негосударственных акторов.
Падение правительства Марио Драги и вероятный сдвиг в политике Италии в сторону русско-украинской войны предполагает общий вызов Запада России. На большей части Запада возмущение жестоким вторжением России на Украину начало угасать. Со временем издержки санкционного режима будут тяготить обывателя больше, чем эмоциональная реакция на далекую войну. Правительства могут какое-то время игнорировать общественное мнение. Однако демократические политические системы Запада приводят к власти правительства, выражающие волю народа. В Италии это, скорее всего, приведет к политике, которая ослабит давление на Россию и уменьшит поддержку Украины.
Перевод с английского Александра Жабского.