17 июля на церемонии вступления в должность нового главы Управления тыла, заявил начальник Генштаба Армии обороны Израиля Авив Кохави заявил, что «подготовка тыла к войне должна ускориться в ближайшие годы особенно в свете возможных действий против иранской ядерной программы».
«ЦАХАЛ продолжает мощно готовиться к удару по Ирану и должен быть готов к любому развитию событий. Подготовка военного варианта – это наша моральная обязанность и приказ национальной обороны. Это включает спектр оперативных планов, выделение средств, приобретение необходимых вооружений, разведку и тренировку»,
– продолжил глава генштаба Израиля недвусмысленные намёки.
Ранее советник Верховного лидера Ирана аятоллы Хаменеи Камаль Харази отметил, что у Ирана «есть технические возможности для создания атомного оружия», и что уже проведены масштабные учения с целью «нанести удар по территории Израиля, включая дальние внутренние районы». По его словам, решение о производстве в Иране ядерного оружия ещё не принято, но действия Тель-Авива могут ускорить принятие такого решения.
Как пишут местные СМИ, Армия обороны Израиля «как никогда активно» ведёт подготовку к войне с Ираном. В случае возможного срыва и без того буксующих переговоров по возвращению к «иранской ядерной сделке» прямое столкновение между Израилем и Ираном становится всё более вероятной. В июне ВВС Израиля проводили над Средиземным морем имитацию атаки по ядерным объектам Ирана, моделируя расстояние, которое пришлось бы для этого преодолевать (более 1000 км). В учениях были задействованы десятки самолетов, в том числе истребители F-15, F-35 и F-16, разведчики Gulfstream G550 и заправщики.
У Израиля одна из самых эффективных армий в мире, поддерживаемая ядерным арсеналом, но в Иране в десять раз больше населения и всё увеличивающееся число способов ответить ударом на удар, сетуют те же израильские СМИ.
По данным портала GlobalFirepower.com, общая численность Вооружённых сил Ирана составляет 934 тысяч единиц регулярных и резервных войск, а общее число израильских войск – 615 тысяч человек. Если учесть всех граждан призывного возраста, преимущество также на стороне Исламской Республики, поскольку более половины населения страны – это 84 миллиона способных сражаться человек, по сравнению с 3,6 миллионами в Израиле.
В свою очередь, Израиль обладает значительным преимуществом в воздухе. Его воздушный флот насчитывает почти 600 истребителей и ударных вертолетов по сравнению с 500 боевыми самолетами иранских ВВС, в арсенале которых преимущественно учебные вертолёты и грузовые самолеты.
Впрочем, на стороне Ирана – некоторые косвенные преимущества. Его армия полагается на своих союзников и умение находить уязвимые места противника. Способность Ирана вести войну чужими силами остаётся одним из его несомненных «козырей».
Напомним, обученные иранцами повстанцы-хуситы, ведущие гражданскую войну против номинального правительства Йемена и его саудовских спонсоров-интервентов, устояли перед намного превосходящей воздушной и наземной огневой мощью коалиции, возглавляемой Эр-Риядом. В Ливане шиитское движение «Хезболла» уже длительное время является стратегическим союзником Тегерана и представляет для Израиля гораздо более серьёзную опасность, нежели 12 лет назад, в ходе короткой пограничной войны.
Израильские чиновники заявляют, что Тегеран способствовал созданию на территории Сирии отрядов численностью в 80 тысяч человек, обученных и вооруженных инструкторами КСИР. Утверждается, что Иран отправляет им тяжелые вооружения и материальные средства через так называемый «шиитский полумесяц» – периодически атакуемый ВВС Израиля наземный коридор, связывающий Иран с Ливаном через Сирию и северный Ирак.
В случае военного конфликта между Ираном и Израилем иранские военные могут открыть сразу несколько «фронтов» через своих прокси в Сирии, Ливане и Ираке. Иран совершенствует свое ракетное оружие, которым снабжает своих союзников в регионе.
В конце прошлого года на Западе широко обсуждалась статья «Одно неверное движение» в Tehran Times, где была приведена карта возможных целей ответного ракетного удара Ирана по территории Израиля.
В публикации подчеркивалось, что она является ответом на статью в израильской «Едиот Ахронот» с утверждением о том, что ракетный удар Израиля шесть месяцев назад по Сирии является «прямым посланием» Ирану. Если верить местным СМИ, начальник штаба израильской армии также согласился увеличить численность ВВС и разведывательных подразделений израильской армии для подготовки к нападению на назначенного таковым «экзистенциального врага».
3 декабря 2021 г. власти Израиля заявили, что не исключают возможности военного решения ядерной проблемы Ирана. Глава Минобороны страны Бени Ганц, выступая на пресс-конференции перед отъездом на переговоры в США, заявил, что «военный вариант всегда должен быть на повестке дня». «Конечно, это последнее, к чему мы хотим прибегнуть, но у нас нет права не готовиться к нему», – добавил Ганц, по словам которого, вероятность военного варианта действий возрастет в случае провала переговоров о возвращении с «иранской ядерной сделке».
«Иран никогда не игнорирует угрозы врагов и готов ответить на любые стратегические угрозы», – ответил на это начальник генштаба армии Ирана Мухаммад Багери. Соответствующая публикация в Tehran Times заканчивается цитатой рахбара аятоллы Сейеда Али Хаменеи: «Если они сделают ошибку, Исламская Республика разрушит Тель-Авив и Хайфу». Заключительные слова – «Руки прочь!»
В том, что в Израиле слов на ветер не бросают, сомнений мало, однако реального толку от военных приготовлений будет мало до тех пор, пока еврейское государство не получит серьёзной военной поддержки со стороны основного союзника – Америки. Недавний вояж Байдена ясности в этом вопросе не добавил. В Вашингтоне хоть и высказывают недовольство позицией Ирана по ядерной сделке, военную помощь Израилю всё же придерживают. В частности, атака на ядерные объекты Ирана крайне затруднена из-за отсутствия самолетов-заправщиков (KC-46), пока не переданных Израилю Пентагоном. Как сообщается, эти машины вряд ли будут поставлены Израилю до конца 2024 года, то есть до очередных президентских выборов в США. Возможность дозаправки в воздухе имеет решающее значение для бомбардировщика, которому придётся пролететь более 2000 миль в воздушном пространстве арабских стран (Саудовская Аравия недавно открыла небо для израильских гражданских самолётов).
Но даже если заправщики и будут получены, «челночные» бомбовые удары по расположенным глубоко под землей ядерным объектам Ирана проблему не решат, что признают адекватные военные эксперты. Со своей стороны, Иран не будет дожидаться, пока израильтяне уничтожат его ядерные объекты, и постарается нанести ответный удар. Так, в Tehran Times были опубликованы две карты. Одна из них указывает сотни потенциальных мишеней целей в Израиле, а вторая места дислокации иранских прокси в Сирии и Ливане, откуда также будет нанесен удар по Израилю.
Подразделения шиитской военно-политической организации «Хизбалла» в Ливане и палестинцы в секторе Газа располагают иранскими ракетами «Фаджр-3» с дальностью до 43 км, способными поражать цели в центральной части Израиля. Математическое моделирование на основе уравнений Ланчестера показало, что при одновременном залповом пуске нескольких тысяч даже примитивных ракет израильская система ПРО «Железный купол» рискует «перенасытиться», и переход от состояния, при котором система дает «надёжную защиту», к состоянию «низкой эффективности» будет не плавным, а скачкообразным. Иными словами, разрекламированная израильская ПРО рухнет.
Скорее всего, наибольший успех Израилю может принести кибератака на ядерные объекты Ирана. Так, вирус Stuxnet, поражающий не только программное обеспечение, но и физически разрушающий начинку компьютеров, был разработан, по данным The New York Times, в 2009 году совместно разведывательными службами США и Израиля именно для атаки на ядерные объекты Ирана. Как пишет The Guardian, глава израильской разведки МОССАД Меир Даган заявил, упомянутый вирус оказался успешным, и после атаки им иранская ядерная программа была отброшена на несколько лет назад. Британское издание оценило применение США и Израилем вируса Stuxnet против Ирана как «самую большую кибератаку, когда-либо запущенную в мире, которая намного опережает всё, что приписывают России и Китаю».
В случае возможного военного конфликта между Ираном и Израилем кибероружие может оказаться более эффективным, нежели ракетные удары. Внедрение и активация вируса типа Stuxnet на электростанциях и стратегических трубопроводах в состоянии радикально изменить соотношение сил и обрушить экономику противника, а также вывести из строя центры управления боевыми действиями, что лишит вооружённые силы Исламской Республики возможности централизованного ответа на израильские атаки.
В недавнем интервью «13-му каналу» глава Совета национальной безопасности Израиля Эяль Хулата сказал, что спецслужбы этой страны действовали в прошлом году в Иране достаточно много. Наиболее эффективным может стать одновременный удар израильской авиации и кибератака на ядерные и стратегические объекты Ирана, а также, возможно, диверсионно-террористические акции на критических объектах инфраструктуры. Со своей стороны, Тегеран и его союзники ответят массированным ракетный ударом по израильским городам и промышленным объектам. Таким образом, ни одна из конфликтующих сторон не может выйти из прямого военного столкновения без серьезного и даже разрушительного ущерба.
Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук