Западные эксперты, изучающие российско-украинский конфликт, обратили внимание на разную оценку эффективности РСЗО М142 HIMARS в странах НАТО, в «незалежной» и РФ. В Штатах, как ни странно, почти нет восторгов по поводу этой системы, зато в «неньке» рассказывают о ней взахлеб, как о «вундерваффе», способном переломить ход кампании.
Ну, а в нашей стране стала распространяться точка зрения, что русские войска столкнулись с новым и, главное, очень опасным вызовом. Казалось бы, формула победы в виде малых «котлов» стала приносить россиянам важные результаты, но янки все обломали, прислав киевскому режиму HIMARS. Мол, поставили под сомнение русскую концепцию уничтожения украинских войск за счет концентрации артиллерии на относительно узких участках фронта.
Напомним, во многих роликах бойцы ВСУ жаловались на подавляющее преимущество РФ в гаубицах и САУ: «Мы им 2 снаряда, они нам 20».
Самостийные аналитики сейчас так описывают ситуацию: «Тактика огненного вала предполагала наличие огромных складов снарядов, которых необходимо охранять, в т. ч. с помощью ПВО. Именно для точечного удара по таким местам и пригодились HIMARS. Да, на бумаге они по ТТХ не сильно отличаются от российских аналогов, однако, точность ракет и связь с разведкой сделали их очень эффективными».
Появились даже любопытные подробности применения звездно-полосатого «вундерваффе». Но вскоре стало понятно, что ВСУ старались, прежде всего, для лубочной картинки, типа, смотрите, что творит «животворящая» западная военная помощь.
Перед «эффективными» залпами американских РСЗО по российским складам и штабам, захисники незалежности били «Ураганами» и «Смерчами», чтобы разрядить наши ПВО. А потом в паузу перезарядки «Панцирей» и «Торов» бабахали HIMARS. Поблизости, как позже выяснилось, зачастую крутились самостийные наводчики из местных бандеровцев, которые не только подбрасывали радиомаяки для коррекции траектории ракет, но и сообщали о работе нашей ПВО.
Русская ответка, как правило, накрывала украинские расчеты «Ураганов» и «Смерчей», зато более мобильные американские экипажи HIMARS давали деру и уходили из-под огня. Справедливости ради, баллистические ракеты малой дальности ATACMS, для запуска которых и предназначены пусковые установки М142 на колесном шасси, показали неплохую точность. Впрочем, по огромному складу на небольшом расстоянии просто трудно промахнуться.
Таким образом, техническая эффективность HIMARS сильно преувеличена. Успехи залпов ATACMS связаны, прежде всего, с очень качественной и, наверняка, затратной проработкой операций американцами, которые для красивой картинки подключили все имеющиеся у них ресурсы, включая украинские ДРГ и западные спутники-разведки. Приходится только догадываться, сколько в реальности задействовано пентагоновских планировщиков и жовто-блакитного «пушечного мяса».
Понятно, что указанную практику нельзя распространить на сотни РСЗО, отсюда и небольшие объемы поставок. Если бы такое количество высококлассных спецов работало бы, скажем, на «Ураганы», то результат был бы не хуже. Но зачем это нужно «сверхчеловекам», если в Штатах даже не скрывают, что «ненька» для янки — всего лишь военный полигон.
Вот и строчат на своих телеграм-каналах самостийные эксперты, что «да, двенадцать HIMARS не поменяют ситуацию глобально на фронте, но остановить тактическое наступление, основанное на большом количестве артиллерии, могут». Уточним, не сами установки, а мощное американское сопровождение налетов на наши объекты.
Обратите внимание, что глава жовто-блакитного Минобороны Резников как мантру повторяет, что Украина обязалась не бить из американских HIMARS по территории РФ. А ведь сколько разговоров было, что это чудо-юдо оружие накроет наши территории. Отсюда напрашивается вывод: что без янки ВСУ — это ноль без палочки, давно бы разбежались.
Вот и трепится Резников в интервью: «Мы обязывались, что высокоточное оружие мы не будем использовать по российским объектам на территории Российской Федерации. Мы повсюду это показали, даже я персонально сделал это письмом от имени моего коллеги — руководителя Пентагона, — что мы будем использовать американское оружие для сдерживания врага и деоккупации временно оккупированных земель только на территории Украины».
При этом, на вопрос, распространяется ли обязательство украинской стороны на Крым, Резников ответил уклончиво: «Я сказал (министру обороны США Ллойду Остину), что у нас достаточно стратегических объектов на украинских территориях. На что он мне ответил: «Мы тебя поняли».
Самостийное обязательство не стоит и бумаги, на которой оно закреплено. Если называть вещи своими именами, то на стороне ВСУ воюют лучшие планировщики НАТО и значительная часть военной разведки альянса, в том числе спутниковой. То, что дипмиссия США настоятельно потребовала, чтобы американцы смылись из «неньки», прямо указывает, что законной целью российских войск становятся янки и бритты. Знает кот, чью сметану съел.
Давно уже известно, что на каждую хитрую американскую гайку обязательно найдется русский болт. Установки HIMARS не стали исключением. Слабое место этой системы заключается не только в дороговизне ATACMS, залп которых их 6 ракет стоит $1 млн., но и в косвенных расходах Пентагона на сопровождение военных операций. Можно даже не сомневаться, речь идет об очень больших деньгах и ресурсах.
Согласно инсайдерским раскладам, MI-6 передала новые разведданные в офис президента и Генштаб о смене стратегии российских войск в отношении своих военных складов и баз. По информации украинских телеграм-каналов, которым стали известны английские выкладки, наши автобаты начали развозить снаряды и другие боеприпасы мелкими партиями и дурят американскую разведку ложными целями.
На самом деле, не так уж трудно имитировать бурную деятельность в одном месте, и соблюдать максимальные меры предосторожности — в другом. Более того, бритты сообщили, что ВСУ уже попались на обманках в виде грузов пиротехники. Потратили миллион баксов, чтобы «посмотреть» на фейерверк за несколько тысяч рублей.
Короче, русская тактика заключается в создании такого количества привлекательных, но ложных целей, которое перегрузит мозговые центры НАТО и приведет к расходу всех дорогостоящих ракет ATACMS. Да и бандеровским ДРГ придется перепроверять «то, что кажется идеальной возможностью». А это уже дополнительный риск, особенно с учетом того, что наводчиков будут ждать в гости.
Кроме того, американским экипажам тоже придется чаще «появляться на публике», что даст новые возможности по их уничтожению. Можно даже не сомневаться, что МО РФ уже создало специальные группы быстрого реагирования.
Вопрос, однако, заключается в другом — в недооценке западной военной помощи, которая на начальном этапе всегда показывает себя хорошо. Так было с ПТРК Javelin, потом с гаубицами М777 и теперь с РСЗО HIMARS. Все-таки нужно признать, что янки — хитрый и коварный враг с огромными возможностями, и их нужно научиться опережать на несколько шагов.
Александр Ситников