Оперная дива, как её раньше называли в России, Анна Нетребко, во имя того, чтобы остаться на подмостках западных театров, сделала те заявления о России и о президенте Путине, которые от неё потребовали в Баварской опере и в La Scala.
Это было отречение от Родины, хотя сама певица так не считает: «Я забочусь о своей семье. Я не могу угодить всем. Да, я в каком-то смысле хочу усидеть на двух стульях. И даже на трех, если придется. Когда-нибудь люди поймут, что я не предавала Россию. Я всего лишь стараюсь оставаться человеком».
«Человеком? Нам не надо угождать», — сказали граждане России, не приняв поступок мадам.
Впрочем, её поступок сразу не приняли и западные партнеры: «Прочитав заявление Анны, мы не готовы изменить нашу позицию. Если Анна продемонстрирует, что она действительно и полностью дистанцировалась от Путина в долгосрочной перспективе, я буду готов к разговору», — говорится в заявлении генерального директора Metropolitan Opera Питера Гелба.
И еще долгие месяцы Анна Нетребко продолжала каяться, пока не начала получать долгожданные приглашения на роли.
Вот и литовская певица Бируте Петриките поучаствовала в музыкальном конкурсе «Славянский базар» в Витебске, в жюри детского конкурса и даже вручила награды. Но позднее ей пришлось оправдываться перед своими соотечественниками за эту поездку в Белоруссию.
«Почему вы сочли возможным поехать на фестиваль в Белоруссию в период обострения общественно-политической обстановки?», — поинтересовался литовский телеканал NLK.
В России известен один ответ исполнительницы: «Это обычный фестиваль, конкурс, на который я еду. И я пойду туда. А все остальное… Мне нечего добавить. Там дом моего мужа. Что мне теперь делать? Развестись с мужем? Есть ли такой закон?»…
Но литовский канал 15min даёт более полное представление о том, что сказала Бируте Петриките:
«Я солистка Бируте Петриките и хочу поделиться с вашей редакцией подробным объяснением моего участия в фестивале «Славянский базар».
«Я не сообщила об этом вовремя и от волнения не смогла до конца точно объяснить свою позицию неожиданно позвонившим мне журналистам. Прежде всего, я хочу четко заявить, что я возмущена и полностью осуждаю войну, которую ведет Россия, которую, к сожалению, также поддерживает режим Лукашенко».
«Я поддерживаю Украину, я плачу, когда читаю и вижу, какой геноцид там совершает Россия, и молюсь о скорейшем прекращении огня».
«В этом году я особенно долго обдумывала, стоит ли мне ехать туда снова, зная, что Лукашенко может выйти на сцену фестиваля, чтобы опять себя пропиарить».
«До недавнего времени, после незаконной победы Лукашенко на выборах, огромные массы людей выходили на улицы, чтобы бороться за идею свободной Беларуси. В этих митингах участвовали те самые мои белорусские друзья, которые до сих пор верят, что Беларусь когда-нибудь будет свободной. Это они попросили меня поддержать своим участием их европейскую идею».
«Теперь, когда они притеснены, вдохновить невинных детей Беларуси, участвуя в жюри детского фестиваля». «Может, это звучит и наивно, но хочется верить, что хотя бы этот мой знак и разговоры за кулисами будут способствовать их еще тлеющей мечте о свободной Беларуси».
«Я жила в оккупированной Советским Союзом Литве и знаю, насколько важной была поддержка Запада для наших исполнителей в то время, в том числе и для меня».
«Прошу прощения у всех, кого я разочаровала или разозлила. Мои слезы смоют эту боль осуждения».
«Слава Украины и Жыве Беларусь!», — так закончила свое покаяние Бируте Петриките.
Интересна реакция литовских политиков, нет, не на это письмо, а на само участие певицы в «Славянском базаре»: «Если это правда, а кажется что это правда, то у меня есть только одно слово для комментария — очень жаль», — заявил председатель Комитета Сейма по культуре Витаутас Юозапайтис.
Опять «два, а если надо и три стула».
А жизнь кончается не завтра…
Кстати, организаторам конкурса «Славянский базар» надо тщательнее подходить к подбору жюри, особенно в детском конкурсе. Так ли уж безобидны были проповеди о свободе за кулисами, например, этой литовской певицы? А сколько их там таких?