19 июля Владимир Путин посетит Тегеран, где проведёт несколько важнейших не только для России, но и для всего мира встреч. Президент России встретится с Ибрахимом Раиси и Реджепом Эрдоганом. Нельзя исключать встречу с аятоллой Хаменеи.
Полный разрыв с Западом и обнуление взаимных обязательств наконец-то открывает перед Россией широкие возможности для формирования собственной международной повестки. Мы уже писали, что распад глобалистского мироустройства неизбежен. Вопрос только в том, когда это произойдет. Если идти естественным путем, то процесс может занят десятилетия. В лучшем случае — 10 лет. Однако тогда России как передовой геополитической державы могло бы уже и не существовать. Вместо США пришёл бы мощнейший Китай, который формировал собственную повестку единолично. И тогда пришлось бы в лучшем случае быть тем, кем для США сейчас является Германия.
Поэтому необходимо застолбить за собой место в новом мировом порядке уже сейчас. И Путин ускоряет распада однополярного мира, формируя новые центры силы. Новый мировой порядок сформируется на основе организации БРИКС, которые стремительно расширяется и обретает всё большее влияние.
Однако от официальных документов и намерений необходимо переходить к конкретным практическим действиям. С этим и связан визит Путина в Иран.
Иран является для России ключом сразу к двум макрорегионам Евразии. К Ближнему Востоку и к Южной Азии. К примеру, без Ирана (как часть пути МТК Север-Юг) не возможно эффективно развивать торговлю с Индией и с другими странами Южной Азии. А без диверсификации торговых потоков (как по экспорту, так и по импорту) имеются риски попаданию в полную зависимость от Китая. Вместе с этим, Индия по темпами экономического роста опережает КНР. Да, по объёму ВВП пока что далеко, но к середине столетия Индия вполне может выйти на первое место. А, значит, что основы взаимодействия необходимо закладывать уже сейчас.
Без Ирана России было бы куда тяжелее достичь феноменального успеха в Сирии. Интересы Москвы и Тегерана в этой стране совпали. Закрепление России в Сирии позволило значительно улучшить переговорные позиции со всеми странами региона. Но особенно выделим Турцию, Саудовскую Аравию и Израиль.
Сейчас цели России и Ирана на 100% совпадают. Однако успешной реализации всего этого огромного потенциала может помешать взаимное недоверие, которое преследовало отношения Москвы и Тегерана всегда. В «нулевые» годы Россия в угоду Западу вела себя, мягко говоря, неприлично, умеренно поддерживая западную политику в отношении Ирана, в том числе, особо не возражала против введения ограничений. Да, Москва сама никаких рестрикций на Иран не накладывала, но словесно намекала на то, что действия Запада, в целом, являются правомерными.
Что касается Ирана, то правительство реформаторов (которое, впрочем, уже ушло) несколько раз «кидало» Россию. Например, после 2014 года между двумя странами был разработан ряд программ взаимовыгодного сотрудничества. В частности, программа «нефть в обмен на товары», согласно которой Россия должна была поставлять в Иран свои высокотехнологичные товары, а бартером принимать нефть. Однако как только против нефтяного сектора Ирана в 2017 году были сняты рестрикции, Тегеран в одностороннем порядке заблокировал реализацию программы. Подумали, что все проблемы позади. Но буквально спустя два года нефтяной сектор Ирана вновь попал под ограничения.
В общем, несмотря на довольно успешное сотрудничество в Сирии, подоплека российско-иранских отношений такая себя. Широкомасштабное сотрудничество, несмотря на его очевидность и взаимную выгоду, за десятилетия так и не было выстроено. Лучше всего об этом говорят цифры товарооборота, который по итогам 2021 года составил смешные 4 млрд долларов, в то время, как с Турцией — 33 млрд долларов.
Тем не менее, сейчас ситуация изменилась кардинальным образом. Выведением сотрудничества России и Ирана на новый уровень занимаются лично Президенты — Владимир Путин и Ибрахим Раиси. Серьёзность намерений очевидна.
В январе Раиси посещал Москву. И уже тогда было заявлено, что Россия и Иран подпишут стратегическое соглашение о сотрудничестве сроком на 25 лет. Сейчас это соглашение готово. Скорее всего, Путин и Раиси подпишут его на днях в Тегеране.
Россия и Иран формируют евразийский меридиан, куда на втором этапе войдёт и Индия. Это будет мощная геополитическая линия, разделяющая Евразию на две части, простирающаяся от Северного Ледовитого до Индийского океана.
Ещё одним интересным моментом являются переговоры Путина и Эрдогана, которые состоятся там же — в Тегеране. И Иран, и Турция в скором времени станут полноценными участниками БРИКС, который, в свою очередь, станет основой нового мирового порядка. Очевидно, что Путин и Эрдоган будут обсуждать эту новую конструкцию. И условия, на которых к ней может присоединиться Турция. А с Ираном, судя по всему, эти условия уже обговорены. И переговоры увенчались успехом.