История с попыткой США ограничить доходы России от продажи нефти за счёт принуждения её покупателей к приобретению по фиксированным ценам интересна тем, как США используют любую зависимость своих конкурентов от мировой экономики против них самих.
И если заставить/убедить Индию и Китай платить за российскую нефть полцены в теории ещё можно, то заставить Россию эту нефть продавать при отсутствии свободных мощностей у других нефтедобывающих стран уже не выйдет.
Но параллельно США пытаются оставить Китай без современных чипов. И делает это Вашингтон настойчиво.
Направлений по замедлению развития китайской полупроводниковой промышленности, а вместе с ней и КНР в целом, так как чипы теперь есть почти везде, особенно в высокотехнологичных устройствах, несколько.
Во-первых, санкции. Под ними оказались HiSilicon (процессорная «дочка» Huawei), ZTE (смартфоны) и Huawei (смартфоны и телекоммуникационное оборудование), DJI (потребителькие дроны), Dahua и Hikvision (системы видеонаблюдения), SMIC (крупнейший в КНР контрактный производитель микросхем)
Во-вторых, принуждение Тайваня к запрету на инвестиции в разработку и производство чипов. 14 июля под такой запрет попала компания Foxconn – крупнейший производитель электроники в мире. Теперь Тайвань запрещает своим компаниям строить в Китае предприятия, использующие наиболее передовые технологии во избежание их утечки.
В-третьих, ограничениями на поставку в КНР литографических машин (машины для производства чипов). С 2019 года нидерландский холдинг ASML (мировой монополист и абсолютный лидер в производстве литографического оборудования) лишился возможности поставлять в Китай передовое оборудование для литографии со сверхжёстким ультрафиолетовым излучением (EUV), пригодное для выпуска чипов по нормам ниже 10 нм. Теперь же власти королевства подтвердили, что США давят на них, пытаясь принудить к введению запрета на поставки в КНР оборудования для выпуска чипов по «зрелым» техпроцессам. На КНР у ASML приходится почти 15% выручки, но проблема для США в том, что японские Canon и Nikon и также производят DUV-сканеры.
И вот чтобы после принуждения ASML японские компании прекратили поставки литографов и свернули сотрудничество, США пытаются сколотить антикитайский технологический альянс. 31 августа должна состояться первая рабочая встреча на межправительственном уровне с представителями Тайваня и Японии. Южная Корея пока сопротивляется – она слишком зависит от поставок оперативной и твердотельной памяти из КНР.
Но США наверняка не остановятся и продолжат давить на своих «союзников», пытаясь за счёт нанесения им экономического урона замедлить развитие полупроводниковой промышленности КНР. В чём-то американский подход отдаёт догматизмом: 25 июля 1941 года США ввели всеобъемлющее эмбарго против Японии, что ускорило разработку японским флотом плана по войне с США.
Пока санкции приводят к локальным проблемам китайских корпораций, но стимулируют развитие полупроводниковой промышленности КНР: по результатам 2021 года КНР заняла 19 из 20 мест в мировом рейтинге самых быстрорастущих полупроводниковых компаний.
Как отреагирует КНР на продолжающееся давление, в случае если США удастся лишить Китай доступа к оборудованию и чипам, вполне понятно. Агентство Bloomberg ещё в июне со ссылкой на китайские СМИ писало о предложении ведущего экономиста Китайского центра по международным экономическим связям Чень Вэньлиня захватить Тайвань, а американцы в свою очередь ещё в яваре рекомендовали властям Тайваня взорвать предприятия в случае начала операции НОАК.
Короче говоря, не исключено, что в Пекине в определённый момент решат, что решить проблему с чипами легче силой, как это уже сделала Россия с водой для Крыма.