США и Европа делают всё возможное для снижения доходов России от продажи нефти. Сейчас они работают над планом, как вынудить нашу страну поставлять нефть с огромными скидками. Но не лучше ли тогда нашим нефтяникам продавать со скидкой топливо самим россиянам?
Страны «большой семёрки» сообщили о намерениях ограничить цену на нашу нефть в половину от текущей. Т.е. они хотят скидку в 50%. Сейчас нам удалось перенаправить нефть из Европы и США в Индию и Китай — со скидкой около 20%. Это небольшая скидка, она нас вполне устраивает.
84 доллара за баррель — столько сейчас стоит наша нефть на рынке с учётом скидок. В прошлом году, до всех этих событий, мировые цены на нефть находились в районе 70-80 долларов за баррель, а по бюджетному правилу мы раньше жили и вовсе при 40 долларах за баррель, остальное откладывали. Поэтому текущие скидки не выглядят для нас трагедией.
Но скидка в 50%, которой от нас добивается Запад, это уже перебор. Россия предупредила, что лучше мы тогда сократим добычу на 3-5 млн. баррелей в сутки, чем согласимся на эти условия. Но просто закрыть лишние скважины — это прямые убытки для наших нефтедобытчиков.
Почему бы не увеличить предложение топлива на внутреннем рынке? И начать продавать россиянам больше топлива по сниженным ценам. Вот Иран, богатый нефтью, тоже когда-то попал под санкции США. Раньше он экспортировал 2,5 млн. баррелей в сутки, а теперь экспортирует 1 млн.
Выбор рынков у Ирана тоже ограничен. И мы, и они — под санкциями. У нас обоих вся надежда на спрос в Азии. Поэтому нам с Ираном даже приходится конкурировать на китайском рынке. Добыча нефти в Иране дешевле, чем в России — около 10 долларов за баррель, у нас выше 20.
Поэтому Ирану достаточно предложить скидку всего в 10 долларов, а не 20, чтобы конкурировать с нами на доступных для сбыта нефти рынках. Несмотря на скидки, Иран уже не может продавать столько нефти, как раньше — санкции мешают. Но нет худа без добра — зато для иранцев бензин стоит копейки. 3 рубля за литр в пересчёте на наши деньги.
Это потому что добыча нефти недорогая, а девать её из-за санкций некуда. А так хоть покупают свои же граждане. По разным подсчётам, которые можно найти в интернете, себестоимость нашего бензина дороже и составляет 9-11 руб./литр, смотря кто и как считал.
Остальное — налоги, сборы, акцизы и прибыль добывающих компаний. Кстати, о налогах. Есть пример полностью противоположный Ирану. Это Норвегия. Тоже богатая нефтью страна, пускай и не под санкциями. Но для собственных граждан бензин там почти самый дорогой в мире. Чуть дороже только в двух странах на планете — в Исландии и в Сингапуре.
Власти Норвегии практикуют что-то вроде «скандинавского социализма». Они собирают деньги с автолюбителей через налоги на бензин и направляют их на бесплатное образование и строительство инфраструктуры. Социализму, кстати, в Европе научились у СССР. Поэтому в такой крупной нефтедобывающей стране бензин стоит более 2 евро за литр или 140 рублей в пересчёте на наши деньги.
У нас похожая практика. Многие россияне не могут купить автомобиль и ездят на маршрутке или метро. Зато у таких людей есть возможность получить бюджетное место в ВУЗе и профессию за счёт государства. Или бесплатно вызывать скорую. А не брать кредит на обучение, как в США, и платить его лет до сорока. Или падать в обморок после счёта в больнице.
Количество бюджетных мест в ВУЗах ограничено, но они есть. Качество бесплатной медицины может вызывать споры, но она предоставляется. Все эти возможности даёт, в том числе, и сбор налогов от продажи топлива на автозаправках. И это хорошая и справедливая практика, которую решили скопировать у нас некоторые европейские страны.
И мы её оставим. Налоговая нагрузка в стоимости бензина не исчезнет. А вот прибыль нефтедобытчиков вполне может быть снижена. Прибыль АЗС + прибыль нефтедобывающих компаний — это 10-12% стоимости бензина.
Если Запад добьётся своего и вынудит Россию сокращать добычу нефти, то можно расчитывать на снижение цен на заправках примерно на 5%, не жертвуя при этом сбором налогов на социалку. Такое снижение позволит нашей нефтедобывающей отрасли сохранить часть доходов на внутреннем рынке, но благодаря скидкам немного нарастить внутренний спрос. Похожая ситуация и с газом. Если раньше газификация регионов была не самым приоритетным занятием для Газпрома, то теперь ему просто некуда деваться, как наращивать клиентскую базу внутри страны.
Так что благодаря санкциям газификация страны пойдет быстрее и станет доступнее, а бензин на заправках немного подешевеет.