Для начала вроде бы не связанный друг с другом набор новостей, но он наглядно показывает динамику наших отношений с Западом — и, как ни странно, динамику отношений внутри самого Запада.
Поехали.
Россия заняла второе место по объёмам поставок газа в Испанию, обогнав Алжир, сообщил Bloomberg.
Первое место у Соединенных пока Штатов, которые покрывают 30% общих потребностей Испании. Импорт российского газа в июне увеличился вдвое по сравнению с маем и достиг порядка 24% потребления природного газа испанцами. На Алжир приходится 22% — и, скорее всего, эта доля будет и дальше сокращаться.
Очень интересное и по-своему забавное заявление сделало издание Financial Times: НАТО должно быть готово приостановить членство Турции. В основном из-за внешней политики — Анкара отказывается поддерживать антироссийские санкции; есть и вторая причина — турки помогают кремлевскому тирану извлекать максимум прибыли из поставок энергоресурсов.
Франция стала крупнейшим покупателем российского сжиженного природного газа. Об этом говорится в исследовании финского аналитического Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA).
На втором месте по количеству импорта российского СПГ находится Бельгия. При этом финские аналитики подчеркнули, что речь идет о спотовых сделках, а не долгосрочных контрактах на поставку. По словам специалистов, это означает, что власти данных стран приняли осознанное решение использовать российское топливо.
К слову, половина французских атомных реакторов так до сих пор и не запущена — на этом фоне Франция превратилась из нетто-экспортера электричества в импортера. Для этого у Франции есть целых четыре СПГ-терминала, что несколько выручает, но если к началу отопительного сезона хотя бы часть АЭС не вернется в строй, проблемы могут принять почти необратимый характер.
Напомню, что АЭС — это не маневренные станции. Под ними в сети всегда работают угольные, газовые, мазутные и любые другие станции на вполне привычном ресурсе, но суть в том, что выход из строя любого атомного блока может обрушить всю энергосистему страны. Сеть просто захлебнется от недостатка энергии, а дальше могут начать срабатывать защитные механизмы остальных АЭС — впрочем, у Франции еще есть время, чтобы накопить уголь, газ и мазут.
А дальше начинается немного конспирологии.
8 июня этого года на воздух взлетел газосжижающий завод Freeport LNG, обеспечивавший до 20% поставок СПГ из Америки. Ровно через месяц, 9 июля, такая же участь постигла второй завод СПГ в США — на этот раз устроили карнавал с фейерверками в Оклахоме, в городе Медфорд. Сами американцы утверждают, что причина обоих пожаров и взрывов им неизвестна, во что верится с трудом — и «предварительный объем восстановления оказался значительно недооцененным», что самое интересное.
Первоначальные оценки по ремонту завода Freeport LNG выросли с трех недель до трех месяцев; похоже, что в Медфорде сроки восстановления деятельности будут аналогичными, если не больше. Тем более, что как раз в Медфорде картинка взрыва была куда ярче и убедительнее для расстроенного европейского обывателя.
Это еще не конспирология. Конспирология начинается вот тут — вынужден цитировать сам себя, извините:
«Власти США уже давно предупреждают о китайском промышленном шпионаже, в том числе о кибератаках на американскую газовую промышленность. Но утечка отчета о полевом анализе национальной безопасности с 2019 года, похоже, является первым подтверждением того, что китайские агенты пытались нарушить объекты по переработке природного газа лично.
В докладе говорится, что китайские граждане были пойманы на незаконном проникновении на объекты по переработке природного газа. Он отмечает, что беспилотные летательные аппараты также пролетели над несколькими объектами, по-видимому, для того, чтобы сфотографировать их, хотя беспилотники не могли быть связаны с Китаем.» (конец цитаты)
Самое забавное, что это статья от… 9 июля. От 9 июля 2020 года, с моего старого канала, наглухо убитого командой Дзена прошлой итерации. Вот и не верь после этого в предвидение.
В той давней статье я предположил, что опасения американцев по поводу всепроникающего китайского промышленного шпионажа были несколько преувеличены; глядя на происходящее сегодня, я в этом уже не уверен.
Что еще интересно: такие заводы можно запросто вывести из строя с помощью кибератак — и если уже пару лет назад китайцы были в этом деле так умны, хороши и настойчивы, то что мешает им повторить прошлый опыт сегодня? И не только им, к слову?
Это я к тому, что автор не верит в случайности. В совпадения поверить можно, но в последовательную цепь случайностей — никогда. Не тот у нас мир, чтобы верить в такие штуки в международной политике.
А теперь давайте сложим этот паззл в небольшую миниатюру по мотивам текущего момента.
Испания, которая никогда не была потребителем российского газа, вдруг стала одним из «любимых клиентов» компании Новатэк — напомню, что СПГ поставляет именно Новатэк, а трубопроводный газ — Газпром.
Примерно сразу же список любимых клиентов Новатэка пополняют Франция и Бельгия. Голландцы пока ломаются, у них еще есть Гронинген — но что будет, когда это месторождение прикроют из-за регулярных землетрясений? Догадайтесь с трех раз.
Германия более трех недель пребывала в перманентной истерике по поводу своих турбин, поставленных тоталитарному Газпрому, отвезенных на ремонт и обслуживание в Канаду и задержанных там на основании санкций. Замечу — не санкций Евросоюза или США, а санкций самой Канады, как страны.
За это время куча экспертов успела подсчитать, что газа немцам хватит до начала осени, если Газпром и Путин вдруг полностью перекроют краник с горючим воздухом. На фоне согласия канадцев вернуть турбины на родину, чтобы немецкая родина вернула их на российскую родину, цены на газ в понедельник открылись прыжком вниз, улетев сразу с 1784 до 1600 долларов за тысячу кубометров; в это время немецкий регулятор подтвердил полное прекращение поставок по Северному потоку и цены вернулись к очень комфортному для Кремля уровню в 1784 доллара. Под конец торговой сессии предпринята попытка пробить уровень цен вниз, в 1700 долларов, поэтому ждем завтрашнюю сессию — в любом случае, полторы тысячи долларов за тысячу кубометров в Европе можно считать уже невероятно щедрым предложением.
Напомню, что у нас на дворе июль. Не октябрь с дождями или ноябрь с штормами и снегопадами. Июль. К осени истерика начнет нарастать, ибо ни один политик в Европе не желает, чтобы его обвинили в халатности, недальновидности и головотяпстве — пусть лучше обвинят в незаконных вечеринках с незаконными препаратами, чем в этом.
Еще напомню, что нет никаких гарантий, что Северный поток заработает на полную мощность — из восьми газоперекачивающих агрегатов (ГПА) из строя вышли всего лишь три турбины. На перекачку работали две, а еще три были в резерве — и только Газпром волен решать, когда наступит это время.
Создается впечатление, что Россия делает все возможное, чтобы немцы осенью разрешили работу Северного потока-2. Для Евросоюза это будет равносильно геополитическому поражению, все пакеты санкций против нас потеряют всякий смысл — если Европа и дальше будет жить на энергии, получаемой из России, ни о каком зеленом повороте говорить уже не придется. Мало того, зеленая повестка уже приказала долго жить, на фоне повсеместно возвращаемых в строй угольных электростанций — и это самый наглядный итог борьбы между Россией и Западом.
При этом русские откровенно тянут время, ударно проектируя Силу Сибири-2 и достраивая газопровод из сахалинских месторождений в Китай; если ничего кардинально не изменится, то через три-четыре года Азия выйдет на постоянное первое место по поставкам наших энергоресурсов.
И вот тут возникает интересная загогулина. На определенном этапе наших взаимоотношений с бывшими партнерами Россия может резко поменять принципы оплаты — вместо евро нас начнут интересовать технологии, чипы и другие нужные товары. Жадные могут остаться без газа и тепла — время дешевой энергии безвозвратно ушло в прошлое.
Естественно, речь о Евросоюзе. Или о том, что от него останется через пару-тройку лет — с такими элитами, законами и отношением к руке кормящей долго не живут.
А пока… Хола, амиго! Будете брать поганый русский газ? Открывайте карманы, газовоз подгребает!
Кстати. Наше отношение к почти любому европейскому политику нынче можно охарактеризовать коротким словом «кости» на испанском языке.