В отечественном нефтегазе за последнюю неделю целый поток важных новостей.
- Французская TotalEnergies сообщила о договоренности продать государственной «Зарубежнефти» 20-процентную долю в Харьягинском месторождении, которое разрабатывается на условиях соглашения о разделе продукции (СРП). В результате сделки доля «Зарубежнефти» вырастет до 60%, а учитывая намерение норвежской Equinor продать принадлежащие ей 30% в проекте, может увеличиться до 90%. Остальные 10% у местной Ненецкой нефтяной компании»
- Нефтяной трейдер Vitol S.A. реализует план по выходу из российского проекта «Восток Ойл». Vitol сократил объемы отгрузок российской нефти и нефтепродуктов на 80% с января 2022 года и продолжит сокращать эти объемы до конца года
- Добыча нефти на проекте «Сахалин-1» сократилась в 22 раза: с 220 тысяч до 10 тысяч баррелей в сутки. из-за этого бюджет Сахалинской области недополучит 38 млрд рублей. Это 26% от уровня собственных доходов региона в следующем году. Проект разрабатывается в рамках соглашения о разделе продукции, его оператор — американская ExxonMobil с долей 30%. Весной компания объявила о выходе из «Сахалина-1». Еще 30% проекта владеет японская Sodeco, по 20% принадлежит «Роснефти» и индийской ONGC.
- Имущество компании-оператора проекта «Сахалин-2» передано государство, а его акционеры – «Газпром» (50% плюс 1 акция), Shell 27,5% минус 1 акция), Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%) – сообщить, согласны ли они получить доли в новой компании. При этом правительство проверит деятельность иностранных компаний в рамках соглашения о разделе продукции по данному проекту, определив размер ущерба, нанесенного государству, а также обязательств по его возмещению.
- 21 июня Госдума приняла в третьем чтении закон, который вводит запрет на выдачу лицензий на разработку недр иностранным компаниям. Для продолжения работы они должны будут создать юридические лица в РФ и передавать им права пользования участками недр.
Первые 4 новости – отдельные истории о взаимодействии России и иностранного капитала в сфере добычи нефти и газа. И каждая эта история о том, как это взаимодействие подошло к концу. Пятая новость – жирная точка в этом взаимодействии.
В «нулевых» иностранные технологии позволили России нарастить добычу углеводородов на шельфе: иностранные компании стали донорами технологий (шельфовую добычу они освоили в ходе кризиса 70-х). Однако уже к началу «десятых» стало очевидно, что нефтяникам необходимо двигаться ещё дальше – в Арктику. И вот здесь – на волне Крыма и Донбасса – России отказали в получении технологий. Но сотрудничество с иностранцами, за которое Россия расплачивалась нефтью, газом и дивидендами, а также отсутствием инвестиций в разработку своих технологий добычи нефти (вместе с ТНК всегда приходят их подрядчики и их цепи поставок), продолжалось.
И вот пришла пора развода между Россией и иностранным капиталом из недружественных стран. СРП расторгаются, европейские трейдеры сворачивают торговлю российской нефтью, из «Сахалинов» изгонят японцев. Наверняка и ВР, чьи представители прогуляли собрание акционеров «Роснефти», также выгонят из России.
Свято место пусто не бывает: СРП стали пережитком, «Сахалины» будут разрабатываться без компаний из недружественных стран, нефтью торговать можно либо самостоятельно (с выключенными корабельными транспондерами), либо через трейдеров из дружественных стран. Да и инвесторы, которые не принимают участия в жизни компании, а лишь вредят ей, не представляют никакой ценности.
Не исключено, что в нефтегазовые проекты допустят инвесторов из дружественных стран (Индии и Китая), ведь России всё ещё нужны технологии для добычи нефти на арктическом шельфе и импортозамещении оборудования для гидроразрыва пласта.
Но лучше освоить эти технологии самостоятельно: так меньше придётся делиться в рамках новых соглашений о разделе продукции.