С 1 июля в Узбекистане начались демонстрации, а впоследствии и беспорядки. Связаны они с грядущими поправками в конституцию страны. В поправках предлагалось лишить Каракалпакстан возможности выйти из состава Узбекистана путём референдума, то есть — ущемлялся суверенитет.
В ходе беспорядков погибло по меньшей мере 18 человек, пострадало больше 240, шокирующие кадры мы публиковали на своём tg-канале. Почему регион так важен для страны, а вопросу суверенитета уделено такое внимание?
Во времена СССР регион был в составе Хорезмской ССР, после причислен Киргизии, ещё позже Казахстану, а в итоге оказался у Узбекистана. Учитывая, что на тот момент многовековой государственности в регионе не было, можно сказать, что регион не принадлежал по сути никому. Вот и получается, что он очень спорный, ведь претендуют на него Казахстан, Киргизия и Узбекистан.
И претендуют не просто из-за территорий, а из-за ресурсов. Регион богат нефтью и газом, там находятся самые большие месторождения в Узбекистане, которые открыли не так давно. Кроме этого, на территории региона есть ВОДА. Самый важный и необходимый ресурс в Средней Азии, особенно для Казахстана. Мы уже писали о нехватке воды в прошлом году, приводя один из сценариев развития событий, а именно: дестабилизация ситуации и конфликт Казахстана и Узбекистана.
Узбекистан показал свою готовность к отстаиванию государственных границ: население страны больше чем у любой другой в Средней Азии, а оснащение силовых структур и армии ничем не уступает соседям. Однако, военнослужащих Казахстана в два раза больше, кроме того, страна имеет колоссальное преимущество в артиллерии и состоит в ОДКБ, также как Киргизия и Таджикистан, которые тоже заинтересованы в разделении ресурсов соседа.
Но Казахстану не обязательно идти на прямой конфликт, достаточно дестабилизировать ситуацию на территории соседа, довести её до гражданской войны и ввести миротворческий контингент, чтобы контролировать реки. Получится ли это у Казахстана мы узнаем через время, может годы. Но ситуация накаляется.
Беспорядки прекратились, но протесты не заканчиваются. Митингующие всё ещё собираются, но уже без всплесков гнева. Этого удалось добиться не без жертв. И кажется, что ситуация решена, но это лишь спящий вулкан. И что может спасти Узбекистан в случае, если вулкан проснётся?!
Фактически, только Россия может оказывать влияние на Казахстан, но хочет ли она этого? В верхушке прекрасно понимают, что вода для южного соседа — самый важный стратегический ресурс и запрещать ему её забирать — конфликт интересов, потеря союзника. Вот и остаётся Узбекистану доказывать свою лояльность. Вопрос в том: кто окажется для России полезнее. Один из двух.