С февраля США и ЕС используют любую зависимость России от их в качестве оружия, не обращая внимания на цену применения такого «оружия» и последствия для мировой экономики и финансов.
Допуск в 1990-2000-е иностранного капитала на внутренний рынок обернулся перестройкой технологических цепочек, ростом зависимости от иностранных технологий и техники. С началом СВО западный бизнес стал массово покидать российский рынок, парализуя производство и разрушая кооперационные цепочки.
Естественно, такая деятельность не могла не остаться незамеченной со стороны правительства, которое предприняло ряд мер: как ответных, так и превентивных для минимизации ущерба и приведение в чувство иностранного капитала.
1. В ответ на заморозку российских ЗВР, ЦБ РФ ввёл ограничения на продажу ценных бумаг нерезидентам, ограничив вывод капитала из России. Россия будет удержать инвестиции иностранцев (порядка 10 трлн рублей, что эквивалентно замороженным активам ЦБ) из недружественных стран, пока они будут держать ее золотовалютные резервы.
2. Для предотвращения вывоза из России оборудования уходящими с рынка компаниями, введён разрешительный режим вывоза оборудования.
3. Легализован параллельный импорт. Для части ушедших компаний он станет наказанием за уход, но для некоторых возможностью сохранить своё присутствие на рынке, пусть и окольными путями.
4. Для предотвращения массового появления бесхозных и неработающих предприятий инвесторам пригрозили введением внешнего управления с последующим отчуждением у них предприятий в случае, если их трудовые коллективы оказываются брошенными на произвол судьбы. Поэтому многие крупные работодатели уходили, но продолжали выплачивать заработные платы и порой даже производить продукцию.
5. Продажа иностранцами своих активов возможна лишь в случае прямого одобрения со стороны профильного министерства России в исключительно при предоставлении 50% скидки новому покупателю. Деньги от продажи актива, из России не могут быть выведены до снятия запрета ЦБ РФ, поэтому оказываются на специализированном банковском счете.
6. Для повышения платёжной дисциплины была изменена схема расчётов за газ – так называемый «газ в обмен на рубли», – представляющая собой 100% продажу валютной выручки Газпромбанком на Мосбирже при поступлении ему денег от европейских покупателей газа. Смещение точки расчётов и перехода права собственности на газ (теперь этот переход определяет Россия) позволили застраховать страну от кражи газа и заморозки денег от его покупателей. Это стало особенно актуальным после введения санкций против репозитариев и закрытия корреспондентских счетов российских банков.
7. Для обеспечения функционирования критической транспортной инфраструктуры в управление государства была передана собственность компании Siemens в Ленобласти, которая используется для обслуживания скоростных поездов «Сапсан».
8. Часть иностранных цифровых сервисов были наказаны рублём в виде штрафов и запрета на ведение рекламной деятельности. Штрафы и запрет на рекламу получил Google, блокировке подверглись сервисы экстремитской корпорации Meta, а с сервиса бронирования отелей Booking был взыскан штраф, а сам сервис не получил выплат со стороны гостиниц за февраль и март, когда он, нарушив договор, покинул российский рынок.
9. Для предотвращения появления крупных фантомных инвесторов (владеют крупным пакетом акций, но не принимают участия в жизни акционерного общества) в сфере энергетики на примере проекта «Сахалин-2» показано, что пакет акций может быть отобран. Показательной порке будут подвергнуты японские Mitsubishi и Mitsui, а также американская ExxonMobil. Есть вероятность повторения такого сценария с «Роснефтью», где британская ВР владеет акциями, но не удосужилась отправить своих представителей на заседание акционеров.
10. Отечественный бизнес массово отказывается от публикации отчётности по МСФО (международные стандарты), публикуя её по РСБУ (отечественные стандарты) либо вовсе отказываясь от публикации. Плюс массовый отказ от выплат дивидендов после получения соответствующей «рекомендации» от властей. Дивиденды направляются на развитие производств, а отчётность перестала быть эффективной для привлечения внешних инвестиций в силу изгнания России с мирового рынка финансов.
11. Произошло засекречивание части статистической информации, на очереди появление категории «контрсанкционная информация», раскрытие которой может повлечь привлечение к юридической ответственности.
12. Ограничен экспорт ряда товаров (зерно, масло, инертные газы, лес и лесоматериалы), сокращены физические объёмы поставок газа и нефти недружественным странам.
Что не было сделано:
1. Принудительное лицензирование контента по действующим контрактам на рынке кинематографии и развлечений. Вопрос завис в силу невозможности принудить мейджоров к передаче контента и риска окончательно испортить с ними отношения. При том, что сами студии с рынка России уходили под прямым принуждением Вашингтона и этого не скрывают.
2. Россия столкнулась с невозможность гастить внешние долги – как государственный, так и корпоративные – из-за отказа западных банков обслуживать транзакции. Однако вместо отказа от выплат Минфин счёл целесообразным перевести выплаты в рубли по курсу ЦБ, которые кредиторы смогут получить тем способом, который сочтут для себя приемлемым.
3. Россия не вышла из ВТО и МВФ. Деятельность первого в силу санкций, фактически сухопутной блокады (фуры с российскими и белорусскими номерами не пропускаются ЕС на свою таможенную территорию), а кандидат в директоры-распорядители второго от США прямо декларирует своё намерение минимизировать влияние России на деятельность МВФ и добиться от России предоставления статистической информации для показа того, «как в России всё плохо». И это без учёта заморозки 21 млрд долларов в СДР (валюта МВФ) со стороны США.
4. Не легализована обратная инженерия – копирование иностранных машин путём их разборки и изучения.